Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Ответ в Советские лагеря для военнопленных Второй мировой войны в г.Георгиевске и округе - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому


Ответ в Советские лагеря для военнопленных Второй мировой войны в г.Георгиевске и округе

Имя

  • Код безопасности
    Код безопасности
    Если вы не видите никаких чисел или видите не все числа, пожалуйста сообщите об этом администрации форума.
    Подтвердите код безопасности
    Пожалуйста введите 6 символов указанных на картинке. Если вы не можете прочитать символы на картинке, нажмите на картинку, чтобы получить другую. Код регистрозависим (различаются заглавные и прописные символы)

    Не можете прочитать? Нажмите здесь чтобы создать новое изображение.

Сообщение

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.

Опции

Опции сообщения


Иконки сообщения

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [ Без иконки ]

  или Отмена


Последние 10 сообщений

gen_genich 

Отправлен 04 Декабрь 2013 - 10:50

Фрагмент из воспоминаний Т.Е.Алексиной* "Строки прощаний...Семьи и судьбы".   

<...> другая история, связанная уже с папиным братом Александром, единственным из семьи Фейнбергов, не иммигрировавшим из России. Он был на несколько лет старше моего отца, родился еще в Вильно (по-нынешнему в Вильнюсе). Позже, как я писала, семья и Александр жили в Санкт-Петербурге.
    Видимо, все дети Бориса и Доры Фейнбергов были не только внешне красивыми людьми, но и очень способными, даже талантливыми. Александр совсем юным закончил гимназию, куда был принят, несмотря на ценз для евреев, и так же, несмотря на квоту для них, поступил в медицинский институт. Когда началась Первая мировая война, его призвали в армию. Окончив лишь первый курс, он всю войну провоевал медбратом. В 1918 году был ранен под Одессой и лежал в госпитале. В те времена Одесса переходила то в руки "красных", то в руки "белых", то в руки "зеленых". Александр в течение месяца был в плену у "белых", что в будущем "послужило" поводом для его ареста и высылки на Колыму, где он "отбывал срок" с.1936 по 1940 год.

Прикрепленное изображение: александр.jpgАлександр Фейнберг
    Во время Второй мировой войны (для России - Отечественной) Александр опять оказался на фронте, но уже врачом военного госпиталя, расположенного вблизи блокадного Ленинграда…
    После Победы его тоже, как и мамину подругу Ольгу, направили работать в лагерь для немецких военнопленных, что находился на Северном Кавказе, в Георгиевске. Он стал там главным врачом медпункта!..
    Летом 1948 года, когда я перешла в десятый класс, дядя Саша пригласил меня приехать в Георгиевск, неподалеку от Пятигорска, отдохнуть и провести лето в его семье. Я отправилась туда в переполненном "общем" вагоне на сидячем месте.
    Приняла я тот короткий отдых с восторгом: южное солнце, купание в реке Куре(?-g-g), любимая и любящая семья, окружившая меня отеческой заботой, приволье… Но вспоминаю то лето еще и потому, что имела возможность наблюдать, как не менее привольно жили немецкие военнопленные. Они обитали в старательно выбеленных белым порошком домах-казармах, на казармы ничуть не похожих: внутри - спальни, столовые, чистота, а за окнами - пышная зелень. Работой считался лишь уход за лагерем, за огородами и садами, кои снабжали вчерашних недругов свежими овощами и фруктами. Фактически они обслуживали лишь самих себя… Передвигались "пленные" в округе свободно, без всякой охраны. По утрам они разносили корзины с плодами по домам военнослужащих, отвечавших за лагерь.
    Мне невольно приходили на ум сравнения и горестные недоумения… Миллионы ни в чем не повинных сынов и дочерей той земли томились в каторжных условиях, заброшенные за колючую проволоку где-то на Крайнем Севере, в холодных таежных дебрях или в иных безлюдных, непригодных для человеческого существования местах; советские солдаты и офицеры не по своей воле, подчас тяжело раненными, попавшие в плен, объявлялись предателями и из гитлеровской лагерной неволи отправлялись, согласно сталинскому приказу, в еще более чудовищную лагерную неволю на своей Родине. И в то же самое время я наблюдала лагерь для недавних лютых врагов, раскинувшийся комфортно в курортной зоне.

       *Татьяна Евсеевна Алексина (урождённая Фейнберг, род. 1932), автор книги воспоминаний «Неужели это было?..», засл. работник культуры России,внучка писателя Г.Г. Елчанинова (1870—1931). Её отец Евсей Борисович Фейнберг (1905—1938, расстрелян) был начальником стройотдела Московской Белорусско-Балтийской железной дороги (1928—1933) и Московской Казанской железной дороги (1933), затем главным инженером Мостотреста Наркомата путей сообщения СССР. Работала ответственным секретарём Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы.

А.Алексин, Т.Алексина.Террор на пороге. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2004.
Источник

gen_genich 

Отправлен 15 Март 2013 - 18:36

Из истории Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю.

    «…В 1945 году началась массовая ликвидация ИТК внешне массовых работ, т.к. в них отпала необходимость. Они постепенно заменились лаготделениями для военнопленных. В этих целях на территории края на базе 147 лагеря для военнопленных было организовано 10 лаготделений, дислоцированных в Кисловодске, Невинномысске, Ставрополе, Пятигорске, Суворовском районе, ст. Незлобная, Ессентуки и с. Изобильное.»

УФСИН России по Ставропольскому краю.- Преступление и наказание,№1,2011 г., с.17.

gen_genich 

Отправлен 08 Март 2013 - 16:24

Фрагмент из материала Юлии Чевтайкиной «Доктор Виктория» . Статья опубликована на сайте префектуры Юго-Восточного административного округа Москвы.

      В апреле 1943 года после окончания ускоренного курса Краснодарского медицинского института Викторию Давидьян направили в город Георгиевск Ставропольского края для усиления штата отдельного медико-санитарного батальона в связи со вспышкой сыпного тифа в лагере военнопленных. Служба началась с необходимости выбирать между профессиональным долгом и ненавистью к фашистским завоевателям. Узнав, что редкие лекарства: пенициллин и сульфидин, равно как и 200 граммов хлеба в день, выдавались и нашим, и немцам, она была просто поражена.
   - Как? Пленным выдают то же самое, что и нашим? Они же враги!
   - Вы давали клятву Гиппократа? – спросил ее главный врач лагеря. – Вот и работайте по ней. Для нас, медиков, нет немцев и русских, есть раненые.
   Когда последний больной покинул лагерь, Давидьян направили в действующую армию Северо-Кавказского фронта, в 57-ю Краснознаменную стрелковую бригаду на должность врача-терапевта отдельной медико-санитарной роты.

Источник

gen_genich 

Отправлен 26 Февраль 2013 - 12:01

    Из приказа НКВД СССР № 001575 Об организации новых фронтовых приемно-пересыльных лагерей военнопленных.
Москва 26 сентября 1943 г.
    7. Лагеря военнопленных: Алексинский № 53, Можайский № 143, Лебедяньский № 35, Курский № 145, Усманьский № 82, Новохоперский № 62, Урюпинский № 123, Фроловский № 50, Харьковский № 144, Георгиевский № 147, Шахтинский № 280 — из списков фронтовых приемно-пересыльных лагерей исключить и считать их стационарными лагерями для военнопленных.
    8. Начальнику УВС НКВД СССР генерал-майору интендантской службы т. Вургафту обеспечить бесперебойное снабжение фронтовых приемно-пересыльных лагерей и внести необходимые изменения в порядок снабжения лагерей, перешедших в группу стационарных.

ГА РФ. Ф. 9401, оп. 1, д. 674, л. 270-275. Подлинник. ЦХИДК. Ф. 1/п, оп. 37а, д. 2, л. 105-108 об. Копия. Русский архив. С. 114-116.
Источник

gen_genich 

Отправлен 26 Февраль 2013 - 11:48

    На территории нынешнего Ставропольского края находился лагерь № 147 с восьмью отделениями и три отделения лагеря № 424: в городах Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске , Невинномысске, Минеральные Воды, станице Богуславской. Одно отделение этого же лагеря было перенесено в станицу Кенже Кенженского района Кабардинской АССР* <с.153>
    Со второй половины 1945 г . начался процесс репатриации военнопленных и интернированных граждан иностранных государств на родину. Со стороны советского руководства он осуществлялся с учетом экономических интересов тех отраслей промышленности, в которых трудились рабочие батальоны лагерей . Несмотря на заметное улучшение отношений с бывшими восточноевропейскими союзниками Германии, на советских предприятиях до конца 1940-х гг. наравне с немцами продолжали работать пленные венгры и румыны. В южных регионах их количественный состав на тот период был в основном стабильным. В Ставропольском крае из данной категории насчитывалось в общей сложности 3895 человек: 255 румын и 3640 венгров. Основная масса работала на объектах Управления строительства № 7 Главного управления строительства шоссейных дорог. Оно относилось к Министерству внутренних дел. Здесь было занято 3248 человек: 133 румына и 1018 венгров. В Пятигорском стройучастке № 2 МВД СССР трудился 451 пленный, 250 человек было задействовано на работах курортного управления и 886 человек находились в распоряжении треста «Ставропольстрой» Министерства земледелия**
<с.155>
    * Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 1п. Оп. 01е. Д. 96. Т. 1.
    ** 10 РГВА. Ф. 1п. Оп. 5и. Д. 11. Л. 6.

Оганян Г.С. Структура и назначение производственных лагерей для военнопленных в южных российских регионах Советского Союза (1941-1949 ГГ.) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007, №32.

Просмотр темы полностью (откроется в новом окне)