Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Ответ в Лагерь советских военнопленных в период оккупации Георгиевска - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому


Ответ в Лагерь советских военнопленных в период оккупации Георгиевска

Имя

  • Код безопасности
    Код безопасности
    Если вы не видите никаких чисел или видите не все числа, пожалуйста сообщите об этом администрации форума.
    Подтвердите код безопасности
    Пожалуйста введите 6 символов указанных на картинке. Если вы не можете прочитать символы на картинке, нажмите на картинку, чтобы получить другую. Код регистрозависим (различаются заглавные и прописные символы)

    Не можете прочитать? Нажмите здесь чтобы создать новое изображение.

Сообщение

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.

Опции

Опции сообщения


Иконки сообщения

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   [ Без иконки ]

  или Отмена


Последние 10 сообщений

gen_genich 

Отправлен 18 Июнь 2015 - 11:00


11 мая 2014 года на сайте горьковской газеты «Ленинская смена» был опубликован материал Виктора Мальцева «Абвер против Горького: схемы секретных объектов рисовали сами жители». Ссылаясь на книгу Вадима Андрюхина «По следу Вервольфа», журналист приводит ряд примеров работы наших граждан на немецкую разведку. Один такой случай связан с немецким лагерем для военнопленных на территории г. Георгиевска. Приводим фрагменты этого материала.


        <...> Любопытные примеры того, как абвер работал с горьковской общественностью, приводит в своей книге «По следу Вервольфа» исследователь Вадим Андрюхин: «После опросов и допросов добытые материалы направлялись в отделение экономической разведки штаба «Валли- 1/1Ви» («Ви» — от немецкого слова «виртшафт» — экономика).
     Отделение обобщало эту информацию и составляло обзоры, схемы, планы и карты советских промышленных предприятий. После чего эти документы шли прямиком в гитлеровскую ставку и в управление германской военной авиации – люфтваффе – для нанесения бомбовых ударов». При этом немцы не только допрашивали пленных инженеров, но и привлекали их к сотрудничеству в качестве чертежников и технических аналитиков. На этом специализировалась зондеркоманда-655, которой руководил выходец из России Вилли Мецнер: до 1931 года он жил и работал в Ленинграде. Наиболее ценные специалисты допрашивались в зондеркоманде-806. Это было особое подразделение, которым командовал опытный разведчик майор Гемпель, специалист по советской военной промышленности.<...>
    <...> В указанных зондеркомандах, по данным Андрюхина, «трудились» и горьковские специалисты. <...>
    <...> Уже после войны в Горьком было проведено несколько закрытых судебных процессов над земляками — немецкими шпионами. Так, в обвинительном заключении на Василия Шлемова, бывшего диспетчера пристани «Горький», говорилось: «Шлемов, находясь в составе 194-го полка морской пехоты, в октябре месяце 1942 года, во время боев с немецко-фашистскими захватчиками под городом Моздок, попал в плен к немцам, откуда в числе других пленных бойцов был переведен в лагерь в город Георгиевск. В георгиевском лагере военнопленных Шлемов был как специалист по эксплуатации водного транспорта выявлен и допрошен обер-лейтенантом Брауном (доктором экономических наук), возглавлявшим одну из групп экономической разведки германской армии, именуемую «Абверкоманда-101», а впоследствии «Зондеркоманда Штелле». На этом допросе Шлемов был предварительно обработан Брауном и выдал последнему секретные сведения о грузоперевозках по Московско-Окскому пароходству и количественном составе флота на пассажирских линиях Москва – Уфа и Москва – Горький, являвшихся в период Великой Отечественной войны особо важными стратегическими путями. В ноябре 1942 года Шлемов из георгиевского лагеря был переведен в лагерь военнопленных в г. Ставрополь, где с ним по указанию того же доктора Брауна связался сотрудник вышеуказанной немецкой разведки Куроедов – в прошлом работавший инженером-механиком Средне-Волжского речного пароходства...
    Дав согласие сотрудничать с органами немецкой разведки, Шлемов приступил к практической предательской работе, выполняя ряд чертежно-копировальных работ по оформлению материалов, собранных экономической разведкой от русских пленных, содержащих государственную тайну, лично начертил схему телефонно-селекторной связи и радиосвязи Московско-Окско-Камского и Волжского пароходств, а также расшифровал аэрофотоснимок города Молотовска, нанеся на него расположения военных объектов. Кроме того, выявлял из среды русских военнопленных антисоветски настроенных лиц, способных на предатель- скую деятельность в пользу немцев, и отбирал у них известные и секретные сведения, интересующие разведку противника».

gen_genich 

Отправлен 18 Январь 2013 - 19:30

    В Пятигорске мы не задержались: надо было догонять наступающие части. Ночью въехали в Георгиевск, в прошлом небольшой казачий городок. Его только что освободили. Нашли пристанище в домике на главной площади.
    На рассвете выхожу на улицу и вижу, что за домом тянется проволочное заграждение вокруг ряда каменных сараев. За проволокой, в смутном утреннем тумане, какие-то фигуры в лохмотьях несут на носилках трупы к вырытым ямам и сбрасывают. Что такое?
    Ворота. Охраны нет. Открываю дверь сарая — в нос ударил тошнотворный запах разлагающихся человеческих тел. Немцы превратили бывшие конюшни в бараки для советских военнопленных.
    На земле, на грязной вонючей соломенной трухе, плотно один к другому лежат люди». Много раненых. У одних — открытые гноящиеся раны, у других — они замотаны грязными тряпками.
    Тяжело было проходить между тесными рядами людей, умирающих от дистрофии. Ни одной улыбки, ни одного слова, жеста, выражающего радость. Среди еле живых — много мертвецов. Выносить и хоронить некому. Только несколько человек могут двигаться. Вот они-то и выносят своих скончавшихся товарищей.
    На кухне две человеческие тени кипятят воду в большом котле. На земле стоит ведро неободранного проса — дневная норма на двести человек.
    Вскоре приехали врачи, медицинский персонал, пришли санитарные машины, привезли продукты. Началась борьба за спасение оставшихся в живых.
    Наступление развивается стремительно. Нам нельзя отставать.

    *Автор книги Кованов Павел Васильевич - в прошлом военный корреспондент Союзрадио.

Кованов П.В.* И слово – оружие.- Советская Россия, 1982 г., с.207-208.

gen_genich 

Отправлен 12 Январь 2013 - 13:08

    Из материала Эльмиры Алмасовой "Подвиги "Черной пантеры". Газета "Азербайджанские известия" 8 мая 2010 г.
    Ветеран Великой Отечественной Черкез Курбанов встретил и закончил войну кадровым офицером. Вначале было Высшее военное училище 86-го кавалерийского полка в Хмельницком (Украина), закончив которое, он получил звание младшего командира и значок Ворошиловского стрелка. Ко дню Победы, который совпал с его днем рождения, грудь героя украшали четыре ордена: два — Красной звезды и два — Отечественной войны 2-й степени, а еще и 27 медалей, из них две «За отвагу»...
    ...Осенью 1942 года он попадает к разведчикам 66-го отдельного пехотного полка, а затем станет их командиром. С того времени берет начало биография разведчика Курбанова, который за внезапное появление в тылу врага и успешные рейды получил прозвище «Черная пантера».
    Сейчас, по прошествии десятков лет, он уже не вспомнит каждый из сотен рейдов в тыл к немцам или операции, в которых участвовал или проводил. Но некоторые из них и до своего последнего дня не забудет.
    ...была зима 1943 года. Полк, в котором служил Курбанов, стоял на подступах к Георгиевску. В один из дней к руководству полка пробился местный житель, который хотел рассказать что-то важное. Сведения он действительно принес страшные: рассказал, что немцы, покидая город, собираются утром сжечь 11 тысяч военнопленных, которые заперли в амбарах, принадлежащих мелькомбинату. Бочки с бензином уже стояли у ворот. Черкез Курбанов сразу же радировал командиру корпуса генерал-майору Николаю Шкодуновичу. Выполнить операцию по освобождению пленных было крайне тяжело, из-за загруженности дорог на поддержку артиллеристов рассчитывать не приходилось. Командир разведки вместе с 17 автоматчиками решили обойтись своими силами. Охраняющие амбары фашисты от неожиданно раздавшихся автоматных очередей разбежались, и бойцы полка раскрыли ворота амбаров, давая дорогу рвавшимся на волю военнопленным.
    В 1975 году Черкеза Курбанова пригласили в Георгиевск, на празднование 30-летия Победы над фашистской Германией (за освобождение Моздока и Георгиевска он был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени). Во время одной из встреч к нему подошли две женщины: Анна Борженко и Евдокия Зинченко, которые были среди тех, кого освободила группа Курбанова. Они узнали бывшего разведчика, плакали и обнимали его, как родного. Вспоминая об этом, не может скрыть эмоций и 92-летний ветеран.
    Информация с сайта

Просмотр темы полностью (откроется в новом окне)