Владикавказские епархиальные ведомости (?). Январь 1907 г.
Благодарность жертвователям
В церковь Терской лепрозории вдовою Анастасией Ивановной Золотаревой пожертвовано: серебряное кадило стоимостью сорок рублей и пасхальный трикирий в двадцать пять рублей. На рапорте местного священника о сем 30 декабря последовала резолюция Его Преосвященства такая: «Сердечное спасибо жертвовальнице».
Последние 10 сообщений
Nic_Mihaylov 
Отправлен 30 Январь 2012 - 16:22
Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1899, стр.19-23
Обозрение Преосвященнейшим Владимиром Епископом Владикавказским
и Моздокским, церквей вверенной Его Преосвященству Епархии.
С 8 числа на 9 октября [1898 гола] Его Преосвященство, Преосвященнейший Владимир, в час ночи изволил выехать из Владикавказа для обозрения церквей 3 и 4-го благочиннических округов Владикавказской епархии.
9 октября в 7 часов утра поезд прибыл на железнодорожную станцию Незлобную, где Преосвященнейший Владыка был встречен Благочинным 3-го округа, свящ. Н. Погуляевым, священником ст. Незлобной О.А. Полянским-Кедровым [Александр Андреевич], представителями от общества станицы Незлобной и служащими при станции. Народ, узнавший о прибытии Преосвященного Владыки, наполнил платформу, благоговейно и почтительно обнажив головы, кланялся и принимал благословение от святителя, шедшего из вагона в вокзал.
Пробывши в вокзале около 20 минут и преподавши всем Архипастырское благословение, Владыка отбыл в свое детище - колонию для прокаженных, ту самую колонию, которую Владыка в декабре 1897 года, не смотря на крайне неблагоприятную погоду, сам ездил освящать и здания которой окроплял сам, ходя почти по колена в снежных сугробах. Эта колония, вызванная к жизни Преосвященнейшим Владимиром, поддерживается, исключительно, благодаря энергии, неутомимым заботам и неумолкающему слову, в котором Владыка призывает к любви и милосердию не только чад своей епархии, но и отдаленных жителей православной России.
В колонию Владыка прибыл около 9 часов утра и был встречен в доме, построенном для администрации духовенством Александрийской станицы и членами комитета по заведыванию колонией. Принявши хлеб-соль, благославивши всех, осведомившись о состоянии колонии, о церковных службах для несчастных больных, Его Преосвященство поспешил с словом утешения к страждущим, собравшимся в часовне. Призреваемых прокаженных было 15 человек. Грустную и тяжелую картину представляли собой несчастные страдальцы. Часовня поместительна; но они сбились в тесную группу, прижались к стене и, тесня друг друга, старались стать поодаль от всех. Видно, что их преследует мысль об отверженности, в виду их страшной, заразительной и неизлечимой болезни. Хорошо, видно, они помнят, что в станицах от них убегали даже ближайшие родственники. Но-здесь то и явил себя Владыка истинным миссионером-апостолом. К тем, от кого все бегут, кого удалял от себя даже избранный богом Израиль, к кому не решаются близко подходить даже друзья и родные, к тем Владыка, движимый чувством любви, подошел близко, как он подходит ко всем своим духовным детям; подошел с любовью и состраданием, что ясно отражалось в глазах Владыки, подернувшихся блеском слез, при виде несчастных, что было слышно в звуках голоса и тоне речи. Да; за этими ужасными заразительными телами Владыка видел вверенные ему Богом души, которые он должен вести ко спасению, души скорбные, безнадежные, в которые он хотел пролить радостный луч утешения.
Преосвященный Владыка обратился к страдальцам со словом; оно непередаваемо. Такое слово может излиться только из глубины сердца доброго, тронутого видом ужасного несчастья. В голосе, в тоне речи, во всем, слышалось искреннее сострадание, теплота чувства, задушевность и любовь. Больные, слушая Архипастыря, плакали; но не у одних больных глаза оросились слезой. Слово Владыки, западая в сердце, исторгало слезы и у присутствующих. Жаль, что в мертвой букве не передается тембр голоса, тон речи, управляемой сердцем. Мы передадим, приблизительно, мысли слова Владыки.
"Я прибыл сюда, чтобы дать вам благословение и утешение. Смотря на вас, пораженных столь тяжкою болезнью, я вспомнил судьбу многострадального Иова, который был богат, славен и счастлив; но все - на время. Надо было испытать Иова, но испытываются люди в несчастьях, потому и ниспосланы были Иову страдания. (Следовало подробное изложение судьбы Иова). Иов из богача стал нищий, из здорового - больной, как и вы. За городом, на куче гноя, - вот где нашел себе место праведник!
Когда все есть, есть и друзья, а придут несчастья, где они? - Их нет. И лежит Иов один, в струпьях, ранах, никого нет возле него. Правда, пришли и друзья, но говорили с ним издали и своим укором причинили новую скорбь.
Вы впали в ту же тяжкую болезнь, что и Иов; но вы в лучшем положении. О вас позаботились неведомые вам добрые люди. Благодаря любви христианской, вы имеете дома, пищу, одежду и присмотр. Не забывайте и того, что Иов был благочестив, а мы - грешники. Кто без греха, если и один день жизни? Никто. Потому, если мы наказываемся скорбями и болезнями, то по заслугам. Праведный Иов страдал. Что же, роптал ли он? Завидовал ли? Ни слова ропота и зависти. Приходит жена и, вместо того, чтобы утешить, говорит: ропщи. Нет, говорит праведник: Господь дал, Господь и взял; нагим я вышел из чрева матери моей, нагим возвращусь и в землю. Да будет благословенно имя Господне. Молча страдал праведник, и не только не роптал, а благословлял Бога.
Вот за терпенье-то Господь Бог и ниспослал Иову блага земные. Иов снова стал богат, славен, имел дочерей и сыновей. Но этого мало. Человек умрет, земные блага остаются здесь, а Иов заслужил больше: - благо вечное, вечное спасение. И вот, тысячи лет уже прошли, а мы знаем и прославляем многострадального праведника.
Горя в этой жизни, юдоли плача, много: беды и скорби различны. Ниспослано бедствие и вам; вы поражены ужасной, неизлечимой болезнью; но болезнь ваша - ко спасению. Благочестивые люди, когда постигает их скорби, говорят: "Слава Богу, что послал Бог несчастье". Так должны поступать и вы. Если вы не будете роптать и завидовать, но со смирением перенесете бедствия, то обнаружите подвиг терпения; ваше страдание будет полезно для вас. Можно страдать и без пользы, когда человек ропщет, завидует, раздражается; но, если человек "терпит", то это подвиг, а увенчается он на небе.
Утешайтесь скоротечностью всего земного. Болезнь - временна; и ваши страдания временны. Приберет Господь,- тогда вечное спасение.
Пользуйтесь этим временем, как временем спасения. Золото очищается в огне, а человек - в скорбях и страданиях. Воспользуйтесь своим положение. Как ни тяжка ваша жизнь, но для спасения вы в лучшем условии, чем здоровые. Те должны заботиться о жизни, о хлебе насущном, о жилищах; а у вас все есть; вам все дано; у вас осталась теперь только одна забота - о спасении души; вы можете все время употребить на молитвы, чтение Слова Божия и богомыслие."
Обратившись к больным женщинам, из которых некоторые держали на руках грудных детей, пьющих проказу с молоком своих несчастных матерей, Преосвященнейший Владыка сказал им: Когда все есть, есть и друзья, а придут несчастья, где они? - Их нет. И лежит Иов один, в струпьях, ранах, никого нет возле него. Правда, пришли и друзья, но говорили с ним издали и своим укором причинили новую скорбь.
Вы впали в ту же тяжкую болезнь, что и Иов; но вы в лучшем положении. О вас позаботились неведомые вам добрые люди. Благодаря любви христианской, вы имеете дома, пищу, одежду и присмотр. Не забывайте и того, что Иов был благочестив, а мы - грешники. Кто без греха, если и один день жизни? Никто. Потому, если мы наказываемся скорбями и болезнями, то по заслугам. Праведный Иов страдал. Что же, роптал ли он? Завидовал ли? Ни слова ропота и зависти. Приходит жена и, вместо того, чтобы утешить, говорит: ропщи. Нет, говорит праведник: Господь дал, Господь и взял; нагим я вышел из чрева матери моей, нагим возвращусь и в землю. Да будет благословенно имя Господне. Молча страдал праведник, и не только не роптал, а благословлял Бога.
Вот за терпенье-то Господь Бог и ниспослал Иову блага земные. Иов снова стал богат, славен, имел дочерей и сыновей. Но этого мало. Человек умрет, земные блага остаются здесь, а Иов заслужил больше: - благо вечное, вечное спасение. И вот, тысячи лет уже прошли, а мы знаем и прославляем многострадального праведника.
Горя в этой жизни, юдоли плача, много: беды и скорби различны. Ниспослано бедствие и вам; вы поражены ужасной, неизлечимой болезнью; но болезнь ваша - ко спасению. Благочестивые люди, когда постигает их скорби, говорят: "Слава Богу, что послал Бог несчастье". Так должны поступать и вы. Если вы не будете роптать и завидовать, но со смирением перенесете бедствия, то обнаружите подвиг терпения; ваше страдание будет полезно для вас. Можно страдать и без пользы, когда человек ропщет, завидует, раздражается; но, если человек "терпит", то это подвиг, а увенчается он на небе.
Утешайтесь скоротечностью всего земного. Болезнь - временна; и ваши страдания временны. Приберет Господь,- тогда вечное спасение.
Пользуйтесь этим временем, как временем спасения. Золото очищается в огне, а человек - в скорбях и страданиях. Воспользуйтесь своим положение. Как ни тяжка ваша жизнь, но для спасения вы в лучшем условии, чем здоровые. Те должны заботиться о жизни, о хлебе насущном, о жилищах; а у вас все есть; вам все дано; у вас осталась теперь только одна забота - о спасении души; вы можете все время употребить на молитвы, чтение Слова Божия и богомыслие."
"Вы, женщины, утешайтесь воспоминанием о Матери Божией, которая страдала у креста. Помните, что ни одна женщина не страдала так, как она, Пречистая, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, когда видела свое возлюбленное чадо - Христа, на кресте руки распростершего; тогда оружие прошло сердце Ее. Тем более, вы, грешницы, страдайте, искупляйте свои грехи, молитесь, готовясь к царству небесному. Терпите все, здесь постраждайте, а там восприимете благое."
Плакали больные, слушая задушевное, теплое назидание Владыки, каждое слово которого было согрето сердечным состраданием и сочувствием. Текли слезы у больных и орошали их лица, покрытые страшными язвами; блеснула слеза и у присутствовавших здоровых, так как Владыка произнес слово голосом, в каждом звуке которого слышалось глубоколюбящее и сострадающее сердце, тронутое видом несчастных.Преосвященный Владыка благословил больных и утешил новым утешением: давал каждому целовать свою Архипастырскую руку. Больные сначала не решились целовать руку Святителя, так как уже привыкли к тому, что от них все сторонятся, но видя, что Владыка, исполненный любви и сострадания, не боится их, прокаженных, не боится заразы, но самоотверженно приблизился и дает им руку, целовали, а отходя плакали; плакали от радостного сознания, что и они не отвержены, не забыты своим Святителем. Все эти моменты нельзя было смотреть без слез на несчастных прокаженных, которые плакали и от горя, и от радости вместе. Болезнь без надежды на лучшее будущее - их горе; любовь и искреннее сочувствие Владыки - их радость; и, тронутые до глубины души, они земно поклонились своему Архипастырю и, действительно, отцу.
Грамотным больным Преосвященный Владыка роздал книги религиозно нравственного содержания.
Предложивши пищу духовную, Преосвященный предложил больным и пищу телесную. Он роздал больным больным по свертку чаю и сахару, отдал и хлеб, поднесенный Владыке членами комитета, заведующими колонией для прокаженных.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 13 Декабрь 2011 - 18:32
Владикавказские Епархиальные Ведомости №5, 1898, стр.85-86
Из ст.Александрийской (Пятигорского отд.).
Все зарегистрированные прокаженные ст.Александрийской, каковых числилось 16 человек, выселились в колонию; из них двое умерли и погребены мной на кладбище колонии, неподалеку от часовни. Колония еженедельно посещается как мной, так и другими членами комитета; при посещениях больные расспрашиваются , не имеют ли они заявить каких либо жалоб о своих нуждах; но таковых до сих пор еще заявлено не было,- напротив, бодрый и веселый, если только так можно выразиться, вид больных, сравнительно с прежним, свидетельствует о полном их довольстве. Грамотным из больных мной розданы книги, пожертвованные Четвериковой; получившие книги читают их не только сами для себя, но и для других неграмотных, больных, которые приходят к ним слушать чтение.
С переселением в колонию в больных не стало наблюдаться бывшего прежде у них озлобления и нетерпимости друг к другу; отношения между ними стали чисто братские: более здоровые ухаживают за менее здоровыми, и это делается без всякого понуждения к тому; женщины не отказываются мыть белье для мужчин, а эти последние оказывают услуги, где могут женщинам; приносимые больным кем либо из родственников припасы как съестные, так и другие, делятся получившим таковые побратски между всеми больными. Такая заметная перемена в настроении больных произошла, по моему мнению, от сносного устройства их быта и человечного к ним отношения здоровых. пример которого подал нам наш Архипастырь, за которого ежечасно больные возносят свои горячие молитвы к Богу, как за своего благодетеля, облегчившего не только телесных их страдания, но и душевные.
Священник В.Жуков (верно Михаил Жуков)
Nic_Mihaylov 
Отправлен 13 Декабрь 2011 - 15:58
Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1898, стр.28-32
Открытие и освящение колонии для прокаженных
вблизи станицы Александрийской, Владикавказской епархии.
В жизни прокаженных Терской области совершилось важное и благодетельное для них событие: 29 декабря [1897 года] Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским, открыта и освящена колония вблизи станицы Александрийской.
Еще в 1893 году, в первое посещение станицы Александрийской, Владыка обратил свое благостное внимание на несчастных прокаженных этой станицы. Тогдашнее положение их без преувеличения можно назвать ужасным и отчаянным. Физические страдания больных, при их наружном безобразии, отягчались бедностью и нищетой. Нередко терпели они голод и постоянную нужду в уходе за собой. Ужасный вид больных и признанная в Слове Божием и медицинской науке заразительность болезни отвращали от них не только чужих, но и близких родственников. Поэтому многие больные были предоставлены сами себе. Что они претерпевали и переносили, познать это постороннему человеку трудно и даже невозможно. Для облегчения тяжкой участи прокаженных Владыка вознамерился устроить для них отдельный дом, а впоследствии и целую колонию, когда по предложению г. начальника области, местное станичное общество назначило 15 дес. земли. Испросив разрешение Святейшего Синода, Его Преосвященство сделал воззвание о пожертвованиях для устройства колонии.
Так как в благотворителях на св. Руси никогда не ощущалось, нашлись таковые и для этого дела, и с 1896 года стали поступать на имя Его Преосвященства денежные пожертвования от разных лиц и различных мест. Первый пример подала всегда сердобольная Августейшая Родительница Государя Императора, Государыня Мария Федоровна, пожертвовав на будущую колонию 400 рублей. Много также содействовала в приглашении к пожертвованиям г. Рончевская.
По обычному законному порядку был учрежден из местных духовных и светских лиц строительный комитет, вскоре приступивший к устроению благодетельного для больных учреждения. Постройка производилась, по мере поступления средств, в виде отдельных флигелей в две комнаты для четырех больных. Дело велось так тщательно и экономно, что на небольшие сравнительно средства (около 15 тыс. руб.), поступившие на имя Его Преосвященства, устроено шесть флигелей из саманного кирпича, под черепичной крышею в 12 комнат для 24 больных, большое кухонное здание, баня, кирпичный дом для лиц администрации и часовня, своим благолепным видом превосходящая многие храмы закавказского храма и осетинских селений Терской области. Часовня состоит из двух отделений с особыми входами: собственно часовни, как молитвенного места для прокаженных, и покойницкой для умерших.
Радуясь быстрому устроению колонии, Владыка вместе с тем тревожно задумывался о средствах содержания оной. В этом отношении Владыке предполагал оказать свое содействие г. начальник Терской области, всегда с особым вниманием относящийся к предприятиям, имеющим значение общей пользы, посоветовал Владыке передать колонию в ведение администрации Терской области. Предложение это Владыка принял с радостью, считая дальнейшую судьбу колонии обеспеченной от всяких случайностей. Думая по этому призревать в колонии прокаженных и других селений Терской обл., стали строить здания в большем, чем требовалось для местных нужд станицы, количестве.
Когда устройство колонии совсем почти закончилось. из медицинского департамента, в ответ на ходатайство начальника области, последовало извещение о намерении министерства устроить для прокаженных больных областей Донской, Кубанской и Терской две колонии: одну для христиан около Ростова н/Д., другую для магометан около Владикавказа. Вследствие такого распоряжения судьба Александрийской колонии представляется ныне в печальном виде, так как совсем не имеется средств для содержания 14-ти прокаженных, уже поступивших в колонию. Остается единственная надежда на помощь от общества Красного Креста и частную благотворительность; пока же больные содержатся на скудные средства, от постройки колонии оставшиеся. Если надежда на помощь от общества Красного Креста оправдается, судьба колонии без сомнения улучшится, однако не настолько, чтобы не нуждаться в частной благотворительности.
Освящение колонии совершил сам Владыка лично. Прибыв в 10 1/2 час. утра 29 декабря в станицу Александрийскую, Его Преосвященство проследовал в станичную церковь, где, после обычной встречи, обратился к народу с поучением о всемирном значении Рождества Христова. Обозревая религиозно-нравственное состояние нынешних христиан, Владыка с прискорбием говорил, что между ними есть такие, религиозно-нравственное состояние которых хуже, чем было у язычников, современных Рождеству Христову. Люди эти - хлысты, заблуждениями коих заражены некоторые жители станицы Александрийской. Продолжительное поучение Владыки все слушали с напряженным вниманием, не ослабевавшим до конца; по временам из среды слушателей раздавались тяжкие вздохи. Во время преподания Архипастырского благословения, в церкви шло общенародное пение. Чтобы дать возможность присутствующим в храме быть и при освящении колонии, отстоящей от станицы за 5 верст, Его Преосвященство замедлил свой отъезд на 1 1/2 часа. Погода была холодная и пасмурная, снег в большом количестве покрывал землю. Вообще вид был мрачный и унылый. В колонии, по прибытии Владыки, оказалось до тысячи народа, дрожавшего от холода. Терпение русского замечательно. С самого раннего утра многие терпеливо оставались на холоде, в открытой снежной степи, и никто не подумал уйти в станицу, не дождавшись освящения. Чтобы сделать всех участниками духовной радости, Его Преосвященство, несмотря на чувствительный холод, чин освящения воды совершил под открытым небом. В совершении молебна участвовали один протоиерей, пять священников и два диакона. По желанию Владыки, к слушанию молебна были допущены и несчастные виновники совершавшегося торжества, прокаженные в числе 14 человек (5 мужч. и 8 жен.). Вид больных производил самое тяжелое и неприятное впечатление. На лицах их можно было наблюдать разрушительный процесс болезни в разных ее стадиях. У одних на щеках и лбу сильно уже развились меднокрасные пятна, у других пятна перешли в раны, начинающие изъязвляться; у двух больных кожа на лице сухая с трещинами и глубокими морщинами, вид этих больных мрачный и озлобленный. У некоторых о месте носа можно только догадываться по расположению соседних органов - глаз и рта; между утолщенными веками едва заметны глаза с мутной роговицей и начинающейся атрофией глазного яблока. У некоторых кисти рук распухли и поражены глубоко проникающими язвами.
По совершении молебного пения, Его Преосвященство обратился к народу с воодушевленной речью, в которой сравнивал нынешнее положение прокаженных с положением древних больных и отношением к ним общества. Усматривая великую разность, объяснял оную чудодейственной силой христианской любви. Обратившись к прокаженным, убеждал их терпеливо переносить свое несчастье, так как терпением достигается спасение (Лук, 21, 19). Всех вообще больных Владыка благословил иконой св. великомученика Пантелеимона, имеющую для Его Преосвященства особую цену, как дар преданных ему алтайских миссионеров. Каждый больной получил на память от Его Преосвященства икону новоявленного угодника Божия Святителя Черниговского Феодосия. Коленопреклонно выражали несчастные обитатели колонии свою благодарность благостнейшему Архипастырю за облегчение их горестного положения. С умилением и радостью, какая возможна в их тяжком положении, разошлись они в свои помещения. За ними последовал и сам Владыка для окропления зданий освященной водой. Последнее намерение Владыки было неожиданно не только для духовенства, но и для народа. Предполагали, что Архипастырь, утомленный дальней поездкой и продолжительным служением, поручит последнее священнодействие какому либо священнику; но Владыка, всегда являющий в лице своем пример самоотверженного исполнения долга, остался верен этому примеру и в данном случае, окропляя св. водой небезопасные для здоровых помещения прокаженных больных. Переходя от одного здания к другому, Его Преосвященство терпеливо, не выражая неудовольствия, шествовал, погружаясь до колен в сугробах снега.
Здания колонии чисты и светлы, просторны и удобны, и производили бы вполне приятное впечатление, если бы не представлялся умственному взору несчастный вид обитателей оных.
В деле устройства колонии принимали деятельное участие священники: служивший ранее в станице Александрийской о. Д. Промовендов, который и обратил внимания Архипастыря, во время его поездки по епархии, на несчастное положение прокаженных, и ныне служащий М. Жуков.
В заботах о средствах существования колонии Владыка, не предполагая быть на Новый год в Владикавказе, прислал из ст. Александрийской пастве послание, в котором, приветствуя паству с Новым годом, делился с ней радостью по поводу благополучного окончания устройства колонии для прокаженных и приглашал к посильным пожертвованиям на нее.-"Следуя древнему доброму обычаю, служащему выражением христианской любви, - говорилось в послании, - приветствую Владикавказскую мою паству с наступившим новым годом. Молю Господа, да дарует Он каждому из нас новые силы к возрастанию, укреплению и усовершенствованию нас в духовной жизни; да укрепляет между нами единство и братское согласие, но более всего - христианскую любовь,- этот венец и совокупность всех добродетелей Евангельских.
"Благодарю Господа Бога, что Он даровал мне радость закончить истекший год благословением и освящением тех приютских зданий, которые служат плодом истинной христианской любви к ближним. Разумею колонию для прокаженных.
"Сегодня мною совершено освящение этой колонии при огромном стечении народа, пришедшего сюда за 5 верст по глубокому снегу, дабы вместе с несчастными своими братьями и сестрами о Христе возблагодарить Господа Бога, призревшего на мольбу и воздыхание страдальцев и средствами благотворителей устроившего им покойный приют.
"Нужно видеть умиление и слезы радости, чтобы понять, как глубока, искренна и сердечна молитва, возносимая этими страдальцами за всех своих, неведомых им благодетелей!
"Но как не велико благодеяние для прокаженных в устройстве для них приюта, забота о несчастных страдальцах не может этим ограничиться. Является неотложная нужда в содержании больных, и содержание это, по изменившимся обстоятельствам, пока в зависимости будет от благотворений благотворящих.
"Средств для содержания больных ныне очень мало. По этому я снова обращаюсь с просьбой к своей пастве: первый день нового года освятите новым добрым делом, - окажите страдальцам, вашим братьям и сестрам о Христе, свою посильную помощь! И Господь Бог, на Которого вы возлагаете свои надежды, благословит ваши благие намерения и желания Своим небесным благословением!"
Присутствовавшие в соборе откликнулись на просьбу Архипастыря: сбор дал порядочную сумму, которая кстати является подспорьем к содержанию больных.
Надеемся, что и духовенство епархии внемлет просьбе Архипастыря и, проникнувшись сознанием важности созданного дела, силой своего пастырского слова найдет у своих пасомых посильную лепту для поддержания вновь открытой колонии для прокаженных.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 13 Декабрь 2011 - 15:47
Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1898, стр.6
Архипастырское благословение. Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение купчихе г. Владикавказа Вере Емельяновне Ситовой за пожертвование для часовни при колонии прокаженных в ст. Александрийской двух икон в серебряных ризах.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 20 Сентябрь 2011 - 17:19
Владикавказские Епархиальные Ведомости №8-9, 1897, стр.148-149
Закладка приюта для прокаженных в ст. Александрийской, Пятигорского отдела. Председатель Комитета по постройке приюта для прокаженных в ст.Александрийской, свящ. Михаил Жуков рапортом от 27-го марта сего года донес Его Преосвященству, что 25 марта в ст.Александрийской торжественно освящено место под колонию для прокаженных и совершена закладка первого здания, - флигеля для служащих будущей колонии. На означенном торжестве, по приглашению Комитета, присутствовали: и.д. благочинного 3-го округа священник Николай Погуляев и священник станицы Подгорной Димитрий Промовендов. На место постройки колонии из приходской церкви был совершен крестный ход, который сопровождало множество народа с общим пением во всю дорогу (около шести верст) церковных песнопений. Пред началом молебствия и по окончания онаго священнослужителями были сказаны приличествующие торжеству речи. В настоящее время постройка приюта деятельно продолжается.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 20 Сентябрь 2011 - 16:10
Владикавказские Епархиальные Ведомости №7, 1897, стр.40-41
От Российского Общества Красного Креста. С Высочайшего соизволения Августейшей Покровительницы Российского Общества Красного Креста Государыни Императрицы МАРИИ ФЕДОРОВНЫ при всех кассах учреждений Общества Красного Креста открыт сбор пожертвований для устройства в Империи колоний, в которых будут призреваться под покровительством Красного Креста прокаженные.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 19 Сентябрь 2011 - 19:49
Владикавказские Епархиальные Ведомости №21, 1896, сс.287-290
Посещение Преосвященейшим Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским,
станицы Александрийской 14-го октября 1896 года.
Три раза Александрийская станица имела счастье встречать своего Архипастыря, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского. От всех этих трех посещений у нас осталось много воспоминаний, потому что каждый раз Владыка не оставлял без своего сердечного архипастырского наставления. Беседы его производили всегда самое глубокое впечатление. Особенно это следует сказать относительно поучения, сказанного Владыкой в последнее его посещение наше станицы.(*)
"Вот уже третий раз мы посещаем вашу станицу,- говорил архипастырь, - и как раньше мы не оставляли вас без своего архипастырского наставления, так не оставим вас без него и теперь.
На станицу Александрийскую с некоторых пор обращено большое внимание: она ведома и другим местам и городам, она ведома даже столицам. Но, к глубокому сожалению, следует сказать, что свою известность станица Александрийская получила по очень печальному обстоятельству. Есть у нас несчастные, одержимые печальной болезнью, есть у нас страдальцы, которые претерпевают страшные мучения. Вы, конечно, догадываетесь, о ком мы говорим. Эти ваши больные - прокаженные. Добрые люди узнали об этих ваших больных и поведали о них другим, чтобы вызвать помощь несчастным. Поэтому-то станица Александрийская уже более года далеко известна многим.
Проказа - болезнь древняя и о ней грамотные из вас могут прочитать и в святом Евангелии. На благодарственном молебне читается евангелие об исцелении Спасителем десяти прокаженных мужей. Они стали издалече и не смели приблизиться, потому что такие страдальцы у евреев изгонялись из общества здоровых. У матери отнимали детей, у детей - родителей, у сестры отнимали брата, у брата сестру. Куска хлеба не подавали этим несчастным, а бросали, подобно животным. Спаситель сжалился над прокаженными и послал их к священникам, говоря: "идите и покажитесь священникам". На пути к ним прокаженные получили исцеление.
Спаситель исцелял прокаженных; но человеческих средств, излечивающих проказу, не существует; не было еще таких рук, которые могли бы очистить прокаженного. И потому прокаженные страдают до конца своей жизни; надежды на выздоровление у них нет.
Добрые люди откликнулись на призыв о помощи этим страдальцам, и, вот, теперь стекаются к нам пожертвовании, на которые мы намерены построить у вас колонию для прокаженных.
К счастью, прокаженных у вас сравнительно с народонаселением не много: во все Терской области на несколько сот тысяч жителей имеется, быть может несколько десятков прокаженных. Но если мы обратим внимание на самих себя, посмотрим в свою душу, то увидим, что и мы - прокаженные, и именно прокаженные душевно. Один из нас болен гордостью, другой тщеславием, третий корыстолюбием: иной предается блуду, иной пьянству. Все это - проказа душевная. Но есть и Лекарь, лечащий его, есть и место, и средства лечения. Лекарь - это Господь наш Иисус Христос; место лечения - храм Божий; средства - святые таинства. Для нашего душевного врачевания мы должны с сокрушением и умилением раскаяться в своих прегрешениях; потом мы получаем очищение от своих грехов в таинстве покаяния и, наконец, сподобляемся принять в себе Тело и Кровь Христовы.
Помогая телесно прокаженным и молясь о них, мы не должны забывать и о своей душевной проказе. Прокаженный телесно, может быть, здоров душевно. Ему здесь в жизни ничего не остается; он более нас думает о загробной жизни, о царствии небесном и поэтому душевная проказа может его и не коснуться. Но мы, здоровые телесно, - прокаженные душевно; поэтому, повторяем, мы особенно должны заботиться о врачевании душевной нашей проказы.
Пребывайте же верными сынами св. православной церкви; внимайте наставлениям ваших законно-поставленных пастырей. Особенно всячески избегайте тех обществ, которые собираются будто бы во имя Христово, а на самом деле - во имя своих лжеучителей. Эти лжеучители также прокаженные душой и они стараются заражать и других. Избегайте этой заразы.
Да благословит вас Господь Бог и да подаст вам здравие душевное и телесное. Сего желает вам Архипастырь."
В глубоком внимании мы выслушали слова своего Архипастыря. Оно было сердечно, просто и понятно всем, но в то же время оно было и сильно,так как было сказано с замечательным выражением и сердечностью. Наконец, самый предмет поучения Владыки, страдания прокаженных, близко нам знаком и у некоторых присутствующих в храме есть прокаженные родственники. Поэтому не удивительно, что многие из нас со слезами слушали архипастырское наставление.
Посмотрел я в это время на вдову прокаженного священника о.Максима Макарова, А.Макарову... Боже мой, какие горькие слезы она проливала. Припомнилась ей, должно быть, ее тяжелая, безотрадная жизнь: вспомнила она, должно быть, о своем умершем муже, который 7 лет мучался проказой, подумала, должно быть, она и о том, что вот уже 18 лет дочь ее, Мария, мучится в той-же болезни: как же ей тут было не заплакать?!
К этому надо прибавить, что матушка Макарова существует лишь на епархиальное пособие; правда ей еще отчасти помогает наш причт, отчисляя в пособие ей один процент из своей братской кружки. Но этого мало: 70-ти летней старухе самой приходится носить воду и все делать и в тоже время ухаживать за своей прокаженной дочерью. О таком ее тяжелом положении я потом имел счастье доложить Его Преосвященству, и Владыка обещал ей оказать материальную помощь.
Надеюсь, что и многие из наших духовных собратий также не откажутся помочь матушке Макаровой: помощь для нее крайне необходима. Вспомним, что и наши семейства может постичь такая же несчастная участь.
Кроме того, Владыка обещал еще помочь прокаженному семейству Шумаковых, существующему на средства местного церковно-приходского попечительства и добрых людей.
Да, много горьких слез осушит Владыка своей помощью прокаженным; обещание-же и намерение его выстроить для них колонию вселяет в нас радостную надежду, что участь наших больных будет обеспечена.
Если Владыка пожелал нам всем здравия душевного и телесного; то и мы молим Бога, чтобы он даровал силы и здоровье нашему Архипастырю, столь необходимые для его плодотворной деятельности.
(*)(Поучение это записано мной так, как я его запомнил) Священник Алексей Одинцов.
Ст. Александрийская
1896 г. октября 16
Nic_Mihaylov 
Отправлен 19 Сентябрь 2011 - 17:45
Владикавказские Епархиальные Ведомости №17, 1896, стр.83
Высочайшее пожертвование Ее Императорское Величество, Государыня Императрица Мария Федоровна соизволила пожертвовать на устройство приюта для прокаженных в ст. Александрийской 400 р.; по сообщении о сем Высочайшем пожертвовании жителям станицы, по просьбе последних, движимых глубочайшей благодарностью к Государыне Императрице, тотчас же отсужен был молебен о здравии и долгоденствии Ее Императорского Величества.
Nic_Mihaylov 
Отправлен 19 Сентябрь 2011 - 17:13
Владикавказские Епархиальные Ведомости №16, 1896, стр.76-77
Приговор общественного сбора ст. Александрийской Пятигорского отдела.
Приговор сей утвержден по журнальному постановлению Терского Областного Правления, состоявшумуся 29 июля сего года с тем, чтобы земля, которая имеет быть отведена под устройство указанного в нем приюта для больных проказой, по прежнему оставалась собственностью Терского казачьего войска и входила в юрт (владение) ст. Александрийской и находилась в пользовании сего приюта лишь до тех пор, пока этот последний будет существовать. Августа 2 дня 1896 г. Гор. Владикавказ. Советник В.Чугай. Делопроизводитель П.Семенов.
1896 г. июня 2-го дня. Мы, нижеподписавшиеся, выборные Александрийского станичного сбора, Пятигорского отдела, Терской области, в присутствии должностных лиц Станичного Правления, из числа 57, имеющих право голоса на общественном сборе, быв сего числа на оном в числе 43-х человек, на основании пункта 1 и 2 ст.14 и при соблюдении ст.13 и 16 Положения об обществен. управл. стан. казачьих войск, Высочайше утвержд. 3-го июня 1891 г., слушали: читанное нам предписание г. Атамана Пятигорского отдела от 24 мая с.г. за №10736 относительно выделения 15 десятин земли для проектируемой колонии для больных проказой и об ассигновании денежного пособия из общественных сумм для первоначального устройства и для дальнейшего существования означенной колонии.По выслушании сего предписания и посоветовавшись между собой, мы с общего нашего согласия постановили: в виду предстоящих капитальных расходов из общественных сумм, а именно: постройки церкви-школы, здания для Станичного Правления, общественного моста через реку Куму, плотины для отвода Невольки чрез станицу из р.Кумы, капитального ремонта приходской школы и кладбищенской каменной ограды, - выделить для проектируемой колонии для больных проказой пятнадцать десятин в том месте, где начальство найдет удобным, без возврата, чем именно и ограничить наше участие как в первоначальной постройке, так равно и в дальнейшем существовании вышеозначенной колонии, в том и подписуемся. Следуют подписи.