Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1899, стр.19-23
Обозрение Преосвященнейшим Владимиром Епископом Владикавказским
и Моздокским, церквей вверенной Его Преосвященству Епархии.
С 8 числа на 9 октября [1898 гола] Его Преосвященство, Преосвященнейший Владимир, в час ночи изволил выехать из Владикавказа для обозрения церквей 3 и 4-го благочиннических округов Владикавказской епархии.
9 октября в 7 часов утра поезд прибыл на железнодорожную станцию Незлобную, где Преосвященнейший Владыка был встречен Благочинным 3-го округа, свящ. Н. Погуляевым, священником ст. Незлобной О.А. Полянским-Кедровым [Александр Андреевич], представителями от общества станицы Незлобной и служащими при станции. Народ, узнавший о прибытии Преосвященного Владыки, наполнил платформу, благоговейно и почтительно обнажив головы, кланялся и принимал благословение от святителя, шедшего из вагона в вокзал.
Пробывши в вокзале около 20 минут и преподавши всем Архипастырское благословение, Владыка отбыл в свое детище - колонию для прокаженных, ту самую колонию, которую Владыка в декабре 1897 года, не смотря на крайне неблагоприятную погоду, сам ездил освящать и здания которой окроплял сам, ходя почти по колена в снежных сугробах. Эта колония, вызванная к жизни Преосвященнейшим Владимиром, поддерживается, исключительно, благодаря энергии, неутомимым заботам и неумолкающему слову, в котором Владыка призывает к любви и милосердию не только чад своей епархии, но и отдаленных жителей православной России.
В колонию Владыка прибыл около 9 часов утра и был встречен в доме, построенном для администрации духовенством Александрийской станицы и членами комитета по заведыванию колонией. Принявши хлеб-соль, благославивши всех, осведомившись о состоянии колонии, о церковных службах для несчастных больных, Его Преосвященство поспешил с словом утешения к страждущим, собравшимся в часовне. Призреваемых прокаженных было 15 человек. Грустную и тяжелую картину представляли собой несчастные страдальцы. Часовня поместительна; но они сбились в тесную группу, прижались к стене и, тесня друг друга, старались стать поодаль от всех. Видно, что их преследует мысль об отверженности, в виду их страшной, заразительной и неизлечимой болезни. Хорошо, видно, они помнят, что в станицах от них убегали даже ближайшие родственники. Но-здесь то и явил себя Владыка истинным миссионером-апостолом. К тем, от кого все бегут, кого удалял от себя даже избранный богом Израиль, к кому не решаются близко подходить даже друзья и родные, к тем Владыка, движимый чувством любви, подошел близко, как он подходит ко всем своим духовным детям; подошел с любовью и состраданием, что ясно отражалось в глазах Владыки, подернувшихся блеском слез, при виде несчастных, что было слышно в звуках голоса и тоне речи. Да; за этими ужасными заразительными телами Владыка видел вверенные ему Богом души, которые он должен вести ко спасению, души скорбные, безнадежные, в которые он хотел пролить радостный луч утешения.
Преосвященный Владыка обратился к страдальцам со словом; оно непередаваемо. Такое слово может излиться только из глубины сердца доброго, тронутого видом ужасного несчастья. В голосе, в тоне речи, во всем, слышалось искреннее сострадание, теплота чувства, задушевность и любовь. Больные, слушая Архипастыря, плакали; но не у одних больных глаза оросились слезой. Слово Владыки, западая в сердце, исторгало слезы и у присутствующих. Жаль, что в мертвой букве не передается тембр голоса, тон речи, управляемой сердцем. Мы передадим, приблизительно, мысли слова Владыки. "Я прибыл сюда, чтобы дать вам благословение и утешение. Смотря на вас, пораженных столь тяжкою болезнью, я вспомнил судьбу многострадального Иова, который был богат, славен и счастлив; но все - на время. Надо было испытать Иова, но испытываются люди в несчастьях, потому и ниспосланы были Иову страдания. (Следовало подробное изложение судьбы Иова). Иов из богача стал нищий, из здорового - больной, как и вы. За городом, на куче гноя, - вот где нашел себе место праведник!
Когда все есть, есть и друзья, а придут несчастья, где они? - Их нет. И лежит Иов один, в струпьях, ранах, никого нет возле него. Правда, пришли и друзья, но говорили с ним издали и своим укором причинили новую скорбь.
Вы впали в ту же тяжкую болезнь, что и Иов; но вы в лучшем положении. О вас позаботились неведомые вам добрые люди. Благодаря любви христианской, вы имеете дома, пищу, одежду и присмотр. Не забывайте и того, что Иов был благочестив, а мы - грешники. Кто без греха, если и один день жизни? Никто. Потому, если мы наказываемся скорбями и болезнями, то по заслугам. Праведный Иов страдал. Что же, роптал ли он? Завидовал ли? Ни слова ропота и зависти. Приходит жена и, вместо того, чтобы утешить, говорит: ропщи. Нет, говорит праведник: Господь дал, Господь и взял; нагим я вышел из чрева матери моей, нагим возвращусь и в землю. Да будет благословенно имя Господне. Молча страдал праведник, и не только не роптал, а благословлял Бога.
Вот за терпенье-то Господь Бог и ниспослал Иову блага земные. Иов снова стал богат, славен, имел дочерей и сыновей. Но этого мало. Человек умрет, земные блага остаются здесь, а Иов заслужил больше: - благо вечное, вечное спасение. И вот, тысячи лет уже прошли, а мы знаем и прославляем многострадального праведника.
Горя в этой жизни, юдоли плача, много: беды и скорби различны. Ниспослано бедствие и вам; вы поражены ужасной, неизлечимой болезнью; но болезнь ваша - ко спасению. Благочестивые люди, когда постигает их скорби, говорят: "Слава Богу, что послал Бог несчастье". Так должны поступать и вы. Если вы не будете роптать и завидовать, но со смирением перенесете бедствия, то обнаружите подвиг терпения; ваше страдание будет полезно для вас. Можно страдать и без пользы, когда человек ропщет, завидует, раздражается; но, если человек "терпит", то это подвиг, а увенчается он на небе.
Утешайтесь скоротечностью всего земного. Болезнь - временна; и ваши страдания временны. Приберет Господь,- тогда вечное спасение.
Пользуйтесь этим временем, как временем спасения. Золото очищается в огне, а человек - в скорбях и страданиях. Воспользуйтесь своим положение. Как ни тяжка ваша жизнь, но для спасения вы в лучшем условии, чем здоровые. Те должны заботиться о жизни, о хлебе насущном, о жилищах; а у вас все есть; вам все дано; у вас осталась теперь только одна забота - о спасении души; вы можете все время употребить на молитвы, чтение Слова Божия и богомыслие."
Обратившись к больным женщинам, из которых некоторые держали на руках грудных детей, пьющих проказу с молоком своих несчастных матерей, Преосвященнейший Владыка сказал им: "Вы, женщины, утешайтесь воспоминанием о Матери Божией, которая страдала у креста. Помните, что ни одна женщина не страдала так, как она, Пречистая, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, когда видела свое возлюбленное чадо - Христа, на кресте руки распростершего; тогда оружие прошло сердце Ее. Тем более, вы, грешницы, страдайте, искупляйте свои грехи, молитесь, готовясь к царству небесному. Терпите все, здесь постраждайте, а там восприимете благое."
Плакали больные, слушая задушевное, теплое назидание Владыки, каждое слово которого было согрето сердечным состраданием и сочувствием. Текли слезы у больных и орошали их лица, покрытые страшными язвами; блеснула слеза и у присутствовавших здоровых, так как Владыка произнес слово голосом, в каждом звуке которого слышалось глубоколюбящее и сострадающее сердце, тронутое видом несчастных.
Преосвященный Владыка благословил больных и утешил новым утешением: давал каждому целовать свою Архипастырскую руку. Больные сначала не решились целовать руку Святителя, так как уже привыкли к тому, что от них все сторонятся, но видя, что Владыка, исполненный любви и сострадания, не боится их, прокаженных, не боится заразы, но самоотверженно приблизился и дает им руку, целовали, а отходя плакали; плакали от радостного сознания, что и они не отвержены, не забыты своим Святителем. Все эти моменты нельзя было смотреть без слез на несчастных прокаженных, которые плакали и от горя, и от радости вместе. Болезнь без надежды на лучшее будущее - их горе; любовь и искреннее сочувствие Владыки - их радость; и, тронутые до глубины души, они земно поклонились своему Архипастырю и, действительно, отцу.
Грамотным больным Преосвященный Владыка роздал книги религиозно нравственного содержания.
Предложивши пищу духовную, Преосвященный предложил больным и пищу телесную. Он роздал больным больным по свертку чаю и сахару, отдал и хлеб, поднесенный Владыке членами комитета, заведующими колонией для прокаженных.