Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Православный Храм - понятия, термины, смыслы - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому

Свернуть Прикрепленные теги

Тэги не найдены
Страница 1 из 1

Православный Храм - понятия, термины, смыслы Клир. Устройство Храма. Церковное облачение. Храмовая утварь. Оценка: ***** 1 Голосов

#1 Пользователь офлайн   Диакон В.Шалманов 

  • Староста
  • Перейти к галерее
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 46
  • Регистрация: 14 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 26 Август 2011 - 04:57

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.
Клир
Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру.

Пономарь (гр. - привратник храма) - низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением священнослужителей(диакона и священника). Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

Устройство храма
Прикрепленное изображение: Фасад Храма.JPG Прикрепленное изображение: План Храма.JPG
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Скрытый текст

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.
Скрытый текст

Апсида (от греч. - свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий - здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – верхняя часть здания храма, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест - деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

Горнее место - место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиерей и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Дьяконские ворота – две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат (в небольших храмах и приделах дьяконские врата делаются с одной стороны). В отличие от царских врат дьяконские служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в любое время.
Скрытый текст

Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Первый (самый нижний) ряд называется местным. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева - икона Богородицы. Справа от Спасителя - храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах - иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй ряд иконостаса - праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным. Четвертый ряд - пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд - праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Иконостасы небольших храмов и дополнительных приделов могут состоять из меьшего числа рядов (двух или трёх).

Канун - невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч. – завеса) – завеса Царских врат.

Киот (кивот) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Традиционно считается, что икона не должна просто висеть, её нужно установить в отведённое ей место.
Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке.
Скрытый текст

Клирос – место на возвышении перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся певчие, чтецы и причётники, а также лица священного сана, если они не принимают участия в богослужении по своему сану, а лишь помогают в чтении и пении. Обычно клиросы располагаются на обоих концах солеи.
Скрытый текст

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов.

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол - самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один - в честь Единого Главы Церкви - Христа; три - в честь Святой Троицы; пять - в честь Христа и четырех евангелистов; семь - в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать - в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Скрытый текст

Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от греч. - состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.
Скрытый текст

Паперть - площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от греч. - ворота) - массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
Скрытый текст

Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник - подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.
Скрытый текст

Собор - большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.
Скрытый текст

Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.
Скрытый текст

Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.
Скрытый текст

Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.

Церковные облачения
Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.
Скрытый текст

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
Скрытый текст

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.
Скрытый текст

Клобук - головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие - черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.
Скрытый текст

Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие - Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы - на левом.
Скрытый текст

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.
Скрытый текст

Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
Скрытый текст

Палица - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч - Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.
Скрытый текст

Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посохсм. Жезл.

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.
Скрытый текст

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Скрытый текст

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.
Скрытый текст

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.
Скрытый текст

Фелоньсм.Риза.

Церковная утварь
Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке для причастного хлеба, символизирует Тело Христово. Входит в состав Евхаристического набора.
Скрытый текст

Евхаристический набор - набор, комплект литургических предметов, в состав которого входят: потир, дискос, звездица, копие большое и малое, лжица, ковши, тарели. Потир и дискос с поставленной на него звездицей во время литургии покрывают особыми покровами: двумя покровцами и воздухом, которые составляют литургический комплект.
Скрытый текст

Икона и крест запрестольные
Образ запрестольный - икона на длинной деревянной рукоятке, которая располагается на восточной стороне алтаря за престолом и на которой изображен Спаситель, Божья Матерь или святой (или событие), которому посвящен храм.
Крест запрестольный (выносной) - крест на длинной деревянной рукоятке.
Во время крестного хода запрестольные иконы и кресты выносятся из алтаря и их несут впереди шествия. В обычное время стоит у восточной стены алтаря за престолом.
Скрытый текст

Кандило
- Напольный подсвечник перед иконой.
- Церковная лампада с елеем перед образом
Скрытый текст

Канунник - небольшой столик, на котором обычно стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей в память об усопших. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.
Скрытый текст

Ковш – черпак в котором вначале проскомидии подается вино с водой для вливания в святую чашу; затем перед Причастием в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после Причастия. Входит в состав Евхаристического набора.
Скрытый текст

Кратир - причастная чаша в виде квадрифолиев с двумя ручками, украшенные растительным орнаментом и розетками.
Скрытый текст

Кропило и кропильница
Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, напоминает пушистую кисть, и используется священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой (т.е. для освящения) предметов и строений.
Кропильница – сосуд для освященной воды, в которую макают кропило для освящения предметов и строений.
Скрытый текст

Лжица – ложечка для причащения верующих. Входит в состав Евхаристического набора.
Скрытый текст

Поставная свеча - большой напольный подсвечник с цилиндрическим основанием большого диаметра. Поставная свеча изготавливается из воска или дерева, полая (тощая) внутри, обычно нарядно декорируется орнаментальной росписью и надписями.
Скрытый текст

Потир – сосуд, который перед Литургией наполняется вином с водой, что символизирует Кровь Христову. Входит в состав Евхаристического набора и используется в таинстве Причащения или Евхаристии.
Скрытый текст

Рипида - прикрепленный к рукоятке металлический круг с изображением на нем херувима. Символизирует присутствие небесных сил при совершении Таинства Причащения. На Востоке рипиды использовались для того, чтобы отгонять насекомых от Тела и Крови Христовых. Первоначально рипиды - опахала, изготавливали из кожи, полотна, перьев, позже - из позолоченного серебра.
Скрытый текст

Тарель - тарель Евхаристическая — блюдо для деления просфор. Входит в состав Евхаристического набора.
Скрытый текст

Хорос (венчик) - подвесной церковный светильник со множеством свечей в виде горизонтально расположенного металлического или деревянного обруча, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности обруча крепятся лампады или свечи.
Скрытый текст

Чаша водосвятная и кропило - сосуд для освящения воды, который по своим формам напоминает потир для причастия.
Скрытый текст

0

#2 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 758
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 25 Март 2012 - 07:26

Священнослужители и их помощники


0

#3 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 758
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 27 Март 2012 - 16:33

В этом ролике - правила облачения священнослужителей.


0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.
  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей