В Российской Империи проблема военных инвалидов стала актуальной при Петре I, когда в 1700-1720 г.г. на смену существовавшего доселе в Московском государстве войска, состоявшего преимущественно из иррегулярного ополчения (с незначительным процентом постоянно служивших полков стрельцов и отрядов пушкарей), пришло войско, набираемое по рекрутской повинности, в котором без различия сословий обязаны были служить практически все люди русского государства (кроме жителей части национальных окраин). При продолжительных сроках установленной Петром I рекрутской службы, а тем более при службе на всю жизнь, бессрочной, когда поступавший на службу порывал всякие связи с семьей и со своим сословием, вопрос о призрении неспособных оставаться в рядах армии и терявших при этом средства к существованию, - имел огромное значение. Войны в те времена не прекращались ни на год и скоро в Российской империи проблема содержания тех бывших рекрутов, которые сделались неспособными к службе за ранами, увечьями, болезнью и просто дряхлостью, стала весьма актуальной ввиду большого количества инвалидов.
Итак, в России указом 3 мая 1720 года Петр повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии окажутся неспособными к службе определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненно содержание по гарнизонным окладам.
Через 2 года по причине многочисленности военных инвалидов указом 12 апреля 1722 г. содержание им было уменьшено, причем право на получение его сохранено было лишь за действительно поселившимися в монастырях и богадельнях.
А уже через два года указом 6 февраля 1724 г. из этого ограничения были изъяты женатые инвалиды, так как они в принципе не могли поступать в монастыри.
Екатерина II 26 февраля 1764 года, одновременно с изданием штатов для монастырей и с обращением большинства монастырских имений в казну, определила впредь инвалидов в монастыри не высылать, а водворять на жительство в перечисленные в указе 31 город. Водворенные на жительство в эти города инвалиды получали жалованье по особым окладам (на что ассигновалась ежегодно фиксированная сумма из бюджета Империи) — офицеры в течение первых 3 лет, а нижние чины в течение 6 лет.
Но и эта мера не могла принципиально решить проблему с упорядочением содержания военных инвалидов. Поэтому 5 декабря 1796 года при устроении по новому штату гарнизонных батальонов выходящие в инвалиды не отстранялись от службы совсем, а помещались на службу в состоявшие при этих батальонах инвалидные роты, где и стали получать соответствующее их статусу жалование.
Через 15 лет - 27 марта 1811 г., вслед за учреждением в России батальонов Внутренней стражи, все инвалиды были названы "военными инвалидами" и разделены на три разряда: на "подвижных", на "служащих", на "не служащих" или "не способных" инвалидов. Инвалиды каждого разряда образовывали особые команды, находившиеся в подчинении командиров батальонов внутренней стражи.
Команды инвалидов первого разряда, или подвижные инвалидные роты, вначале предназначенные только для службы при госпиталях, впоследствии стали учреждаться также в дворцовом, провиантском, комиссариатском, горном и др. ведомствах, в крепостях и при округах военных поселений.
А вот из инвалидов прочих разрядов - составили во всех уездных городах команды служащих и неслужащих инвалидов. 25 октября 1816 года подвижные инвалидные команды, штат которых составлял 2 обер-офицера и 46 человек нижних строевых чинов, были учреждены и в губернских городах. А вот команды служащих и неслужащих инвалидов, в которых число людей определено не было, в апреле 1823 года были упразднены.
К концу царствования Николая I всего инвалидных команд было:
- подвижных инвалидных рот разных ведомств и наименований — 104 (в том числе 5 соляных);
- уездных инвалидных команд — 564;
- этапных инвалидных команд — 296.
При переходе к комплектованию на началах всеобщей воинской повинности сроки службы стали короткими; связь с семьей, с сословием, с общиной каждый отбывающий воинскую повинность сохраняет и фактически, вследствие краткости срока службы, и юридически. Из служащих по обязанности никто в состояние дряхлости на службе не приходил. И на обязанности государства осталось лишь призрение только тех военнослужащих, которые потеряли способность к труду на войне или хотя бы в мирное время, но при исполнении обязанностей военной службы (вследствие ран, увечья и лишь иногда вследствие расстройства здоровья).
Поэтому в 1874 году при введении всеобщей воинской повинности были упразднены последние подразделения, составляемые из военных инвалидов - сборные команды при некоторых губернских батальонах. С тех пор неспособные к строевой службе оставлялись при своих частях, но назначались на нестроевые должности. Сделавшиеся же вовсе к службе негодными — увольнялись.
С другой стороны в Российской Империи всегда существовали должности, не требующие идеального здоровья служащих. Еще во время существования в России Приказов, заведовавших разными частями Государственного управления, для посылок за лицами, подвергавшимися допросам и ответам, для взыскания частных и казенных долгов и недоимок, для развоза Высочайших грамот и вообще для исправления казенных поручений, - были употребляемы особые рассыльщики, имевшие, вместо жалования, земли. Первоначально они находились в каждом городе; впоследствии же оставлены только в некоторых губернских и провинциальных городах. Именно на таких должностях Петром I и было решено использовать непригодных к строевой службе инвалидов, а также вышедших в отставку солдат и офицеров. Именным указом от 19 октября 1732 года рассыльщики, к которым Петр I ранее уже причислил от прежних служб солдат, пушкарей, затинщиков, воротников и прочих разночинцев, дополненные отставными солдатами, были восстановлены практически во всех городах, кроме тех семи, которые имели собственные гарнизоны.
15 декабря 1763 года вместо рассыльщиков были утверждены на жалование во всех губерниях, кроме Остзейских:
- при Провинциальной канцелярии - штатная команда из 1 обер-офицера и 56 нижних чинов.
- при Воеводской канцелярии - штатная команда из 1 обер-офицера и 38 нижних чинов.
- при Пригородной канцелярии - штатная команда из 14 нижних чинов.
- в каждом городе - штатную уездную команду из 1 обер-офицера, 24 пеших и 9 конных строевых нижних чинов;
- в губерниях, разделенных на провинции сверх того - штатные на каждую провинцию провинциальные команды из 2 обер-офицеров, 48 пеших и 19 конных строевых нижних чинов.
С 17 января 1811 года все губернские роты поступили на сформирование вторых рот Губернских (позднее - Внутренних) Гарнизонных батальонов.
С 27 марта 1811 года все уездные команды обращены частью на составление третьих рот названных батальонов, а частью - на составление уездных инвалидных команд.
В соответствии с изменениями общероссийской государственной политики призрения военных инвалидов изменялся и статус военизированных подразделений города Георгиевска, составленных из контингента военных инвалидов. Как в уездном, так позже губернском и снова уездном, а далее просто заштатном городе, в Георгиевске всегда присутствовали местные части, составленные из военных инвалидов и отставников. И наша задача сейчас - собрать и систематизировать историю дислоцировавшихся в городе частей подобного устройства. За 80 лет они и назывались по разному и находились в прямом подчинении разных военизированных подразделений Российской армии, причем не всегда при изменении законодательства обязательно сохранялась преемственность подразделений.
Это подразделение под меняющимися время от времени наименованиями (например, - Георгиевский внутренний гарнизонный батальон) просуществовало в Георгиевске до 22 июля 1825 года, когда было переведено в новую столицу губернии - Ставрополь. Естественно, что в Георгиевске, как в уездном (позже - заштатном) городе всегда продолжала квартироваться своя местная команда, - просто эта команда всегда относилась к какому-то более крупному подразделению, командование которого только с 1883 года окончательно "осело" в Георгиевске, а до этого непосредственное вышестоящее начальство располагалось в разных местах. В 1825 году, к примеру, - в г.Ставрополе.
История переведенной в Ставрополь губернской роты закончилась в 1910 году, когда ее прямой правоприемник - 252-й Анапский резервный батальон 20 февраля был расформирован и обращен на составление 5-го Кавказского стрелкового полка. А вот Георгиевская инвалидная команда 6 ноября 1835 года, через 10 лет после перевода губернской роты в Ставрополь, была выведена из ее подчинения и переподчинена 2-му Кавказскому линейному батальону.
Точная дата создания первой местной команды в Георгиевске пока не известна. Но, учитывая, что в течение года (максимум - двух) после выхода соответствующих императорских Указов, - на Кавказе их обычно исполняли, временем основания первой Георгиевской уездной команды можо считать 1785 год, когда в соответствии с Именным указом Екатерины II от 5 мая 1785 г. при составлении Кавказского наместничества Георгиевск назначался уездным городом Кавказской области с вытекающими из этого "назначения" последствиями в виде организации соответствующих уездных присутственных мест и служб.
Как было сказано выше, штат уездной команды состоял в то время из 34 человек: 1 обер-офицера, 24 пеших и 9 конных строевых нижних чинов. С 18 февраля 1800 года конные чины были отменены. А уже с 9 сентября 1801 года в уездной команде восстановлены в увеличенном до 14 нижних чинов количестве.
При создании Кавказской губернии Именным указом Александра I от 15 ноября 1802 года, город Георгиевск назначался центром губернии. В соответствии с новым статусом в Георгиевске была сформирована штатная Губернская рота Кавказской губернии со штатом в 132 человека:
17 января 1811 года, при учреждении в России Внутренней Стражи, из четвертой роты расформированного Таганрогского гарнизонного батальона и присоединенной к ней штатной губернской роты Кавказской губернии, в г.Георгиевске сформирован Георгиевский Внутренний Губернский полубатальон Корпуса Внутренней стражи в составе двух рот, из коих в каждой полагалось:
Полное собрание законов Российской Империи, выпуск I, том XXXI, 1830, с.537-542
3 июля 1811 года из чинов, оставшихся от упразднения штатных уездных команд Кавказской губернии: Кизлярской, Моздокской, Александровской и Ставропольской сформирована для полубатальона третья рота, и за тем оный принял наименование Георгиевского Внутреннего Губернского батальона.
14 июля 1816 года батальон назван Георгиевским Внутренним Гарнизонным батальоном.
20 июля 1816 года штат нестроевых чинов батальона увеличен на 2 человека.
17 января 1817 года батальон переформирован в состав четырех рот с не изменившимся штатом рот и новым штатом батальона:
22 июня 1825 года, после перевода во вновь назначенный губернский город Ставрополь Георгиевский Внутренний Гарнизонный батальон и находящяяся в его составе Жандармская команда соответственно поименованы Ставропольским Внутренним Гарнизонным батальоном (в подчинении которого осталась Георгиевская уездная инвалидная команда) и Ставропольской Жандармской командой.
Хроника Российской Императорской армии, под ред. Висковатова, Санктпетербург, Печатано в Военной Типографии, 1852, часть VI, стр.184-190
29 апреля 1829 года Ставропольский Внутренний Гарнизонный батальон со всеми подведомственными ему командами (в том числе и Георгиевской инвалидной командой) из Корпуса Внутренней стражи перечислен в Отдельный Кавказский корпус и назван 3-м Кавказским линейным батальоном.
21 марта 1834 года при переформировании Отдельного Кавказского корпуса батальон переименован в 1-й Кавказский линейный батальон.
И в это же самое время в г.Георгиевске из первого батальона Козловского пехотного полка был сформирован на полевом положении 2-й Кавказский линейный батальон, к которому и была 6 ноября 1835 года причислена Георгиевская уездная инвалидная команда.
31 августа 1842 года 2-й Кавказский линейный батальон переименован в 5-й Кавказский линейный батальон, а 26 февраля 1845 года - в 8-й Кавказский линейный батальон.
Хроника Российской Императорской армии, под ред. Висковатова, Санктпетербург, Печатано в Военной Типографии, 1852, часть VI, стр.32-33
26 февраля 1845 года в г.Рязани был сформирован на полевом положении 6-й Кавказский линейный батальон, к которому и была 4 октября 1845 года причислена Георгиевская уездная инвалидная команда.
16 декабря 1845 года 6-й Кавказский линейный батальон был переименован в 5-й Кавказский линейный батальон.
Хроника Российской Императорской армии, под ред. Висковатова, Санктпетербург, Печатано в Военной Типографии, 1852, часть VI, стр.196
12 февраля 1864 года 5-й Кавказский линейный батальон вновь переименован в 6-й Кавказский линейный батальон, а 23 марта 1868 года - окончательно расформирован.
Звегинцев В.В., Хронология Русской армии (1700-1917), Париж, 1962, ч.2-3, стр.63
Чтобы не запутаться в подчиненности Георгиевской инвалидной команды с 1825 по 1868 год - вынесу все сведения в общую таблицу:
С 29 апреля 1829 года - 3-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (переименование).
С 21 марта 1834 года - 1-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (переименование).
С 6 ноября 1835 года - вновь сформированному 2-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса.
С 31 августа 1842 года - 5-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (переименование).
С 26 февраля 1845 года - 8-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (переименование).
С 4 октября 1845 года - вновь сформированному 6-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса.
С 16 декабря 1845 года - 5-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (переименование).
С 12 февраля 1864 года по 23 марта 1868 года - 6-му Кавказскому линейному батальону Отдельного Кавказского корпуса (вплоть до расформирования батальона).
Подробных и достоверных сведений о Георгиевской инвалидной, а позднее - Георгиевской местной команде в период между 1868 и 1883 годом пока не имеется, поэтому пока остановимся в этом промежутке времени на имеющихся сведениях:
С 1835 до 1864 года - Георгиевская инвалидная команда.
С 1864 года - Георгиевская местная команда.
А вот с 6 ноября 1883 года на базе кадра Георгиевской местной команды создан 3-й Кавказский резервный пехотный батальон (кадровый).
В 1884 году батальон получил знамя образца 1883 года. Полотнище белое, кайма красная. На лицевой стороне икона Святой Троицы.
С 25 марта 1891 года переименован в Георгиевский резервный пехотный батальон.
В 1893 году - 322-й Георгиевский пехотный резервный батальон.
В 1898-1899 гг. изменены номера пехотных резервных бригад, резервных полков и присвоены номера резервным батальонам и полкам 1-й и 2-й Кавказских резервных пехотных бригад. И с 26 мая 1899 года ведет свою историю уже 251-й Георгиевский резервный пехотный батальон.
Звегинцев, Хронология Русской армии (1700-1917), Париж, 1962, ч.2-3, стр.87
В 1909-1910 годах резервные батальоны ликвидируются обращением их на создание строевых частей с изменением названий и места дислокации.
20 февраля 1910 года 251-й Георгиевский резервный пехотный батальон был присоединен к 2-му Кавказскому стрелковому батальону.
Существует, однако, другое мнение, предполагающее присоединение 251-го батальона к 5-му Кавказскому Е.И.М.В.В.К. Георгия Михайловича стрелковому полку.
Звегинцев, Хронология Русской армии (1700-1917), Париж, 1962, ч.2-3, стр.59
После реорганизации части местных бригад на Кавказе в резервные батальоны в 1883-1884 г.г. правопреемник Георгиевской местной команды в разные годы входил в состав разных групп войск:
- в 1884 - 1893 г.г. в 23-ю Местную резервную бригаду;
- в 1893 - 1899 г.г. в 3-ю Кавказскую резервную бригаду;
- в 1899 - 1909 г.г. в 63-ю пехотную резервную бригаду.
Ниже представлены штаты батальона в мирное и военное время по состоянию на 1894 год.
Соваж С., Российская императорская армия, С.-Петербург, 1894, стр.4
Георгиевская уездная инвалидная команда - сформ. в 1811 году; в 1883 году поступила на сформирование 3-го Кавказского (ныне Георгиевский) резервного пехотного батальона.
А.Л.Гизетти, Хроника Кавказских войск в двух частях, Тифлис, 1896, часть 2, стр. 281
251-й ГЕОРГИЕВСКИЙ [резервный батальон] (1811-1910). Ф. 15606, 25 ед. хр., 1854-1909 гг., оп. 1
Российский государственный военно-исторический архив. Путеводитель. Том 2, 2006, стр. 416
А это - примерная форма кадровых резервных батальонов в 1867 г., 1887 г. и образец обмундирования по состоянию на 1893 год: