Страница 1 из 1
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в ст.Лысогорская Действующая церковь
#2 Гость_Юрий Колесников_*
Отправлено 04 Апрель 2023 - 14:57
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 7-й. 1874 (2-й) годъ. 1-го АПР?ЛЯ.
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
— Утверждены членами строительныхъ комитетовъ: … 11-го марта, по распространенію церкви станицы Лысогорской: священникъ Михаилъ Тиховъ, урядникъ Ананія Харинъ и казаки: Михаилъ Гл?бовъ, Иванъ Харинъ и ?едоръ Фроловъ.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 13-й. 1874 (2-й) годъ. 1-го ИЮЛЯ.
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
— 19-го Іюня разр?шено распространить церковь въ станице Лысогорской,- Георгіевскаго округа,. Терской области.
— Утверждены членами Строительныхъ Комитетовъ: …
19-го іюня, по распространенію церкви станицы Лысогорской, священникъ Михаилъ Тиховь, м?стный церковный староста и избранные обществомъ прихожане: урядник Ананія Харинъ и казаки — Михаилъ Гл?бовъ, Иванъ Харинъ и ?еодоръ Фроловъ.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 20-й. 1874 (2-й) годъ. 16-го ОКТЯБРЯ.
2) Некрологи:
—18 сентября 1874 г. скончался священникъ Покровской церкви ст. Лысогорской Михаилъ Тиховъ. Почившій въ училищахъ не обучался, въ 1818 г. былъ опред?ленъ указнымъ дьячкомъ, въ 1830 г. посвященъ въ стихарь, въ 1835 г. рукоположенъ въ санъ діакона и въ 1841 г.,—во священника. Около 15 л?тъ былъ благочиннымъ. Им?лъ награды: Бронзовый за войну крестъ и таковую же медаль, набедренникъ, скуфью, камилавку и орденъ Св. Анны 3-й степени. Въ семейств? у него осталась одна дочь.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 16-й. 1884 годъ. 16-го АВГУСТА.
Обозр?ніе
Преосвященн?йшимъ Германомъ, Епископомъ Кавказскимъ, церквей Терской области и частію Ставропольской губерніи и Кубанской области, въ апр?л? и ма? 1884 г.
(Окончаніе).
23- го мая пос?щены церкви станицъ Незлобной, Лысогорской и Александрійской. При отправленіи изъ Георгиіевской станицы Преосвященный съ версту шелъ п?шкомъ, сопровождаемый народомъ. …
Въ станиц? Лысогорской церковь т?сна. Еще въ 1874 году разр?шено было, по просьб? прихожанъ, расширить ее, но досел? проектированное расширеніе не состоялось, всл?дствіе чего Преосвященный рекомендовалъ жителямъ посп?шить осуществленіемъ предположенной постройки. …
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
Годъ 5-й, № 15, 1 августа, 1899 г.
Обозр?ніе
Преосвященн?йшимъ Владимиромъ, Епископомъ Владикавказскимъ и Моздокскимъ, церквей вв?ренной Его Преосвященству епархіи.
(Продолженіе)
Въ г. Георгіевскъ Владыка прибылъ 15 октября поздно вечеромъ. Но не смотря на уже наступившую темноту, пароду собралось много, а на вокзалъ вы?зжали для встр?чи м?стныя городскія власти.
….
Вечеромъ 16-го числа было отслужено торжественное всенощное бд?ніе, а на другой день литургія въ Георгіевскомъ собор?. За литургіей священникъ Н. Андріевскій награжденъ набедренникомъ, а псаломщикъ Давидъ Синысовскій посвященъ въ стихарь.
…
Въ тотъ-же день Владыка отбылъ изъ г. Георгіевска въ станицу Лысогорск?ю.
…
Владыка направлялся къ станиц? Лысогорской. Зд?сь должно было совершиться освященіе вновь выстроеннаго храма, сл?довательно ожидалось двойное торжество: Архіерейская литургія и Архіерейское освященіе храма. Въ виду этого въ станицу къ прі?зду Преосвященнаго собрались не только вс? прихожане, но и жители сос?днихъ приходовъ. Владыка прибылъ прямо въ новый храмъ и началъ торжественное всенощное бд?ніе, продолжавшееся бол?е 3-хъ часовъ. Не смотря на жару и духоту въ церкви, никто изъ молящихся не оставилъ своего м?ста: такъ было сильно то духовное наслажденіе и радость, которыя испытывались молящимися за Архіерейскимъ служеніемъ, вид?ть которое большинству поселянъ не приходится ни одинъ разъ въ жизни.
На другой день въ 9 часовъ началось освященіе храма, литур гія и молебенъ, посл? котораго Владыка благословлялъ народъ, раздавалъ крестики и книги религіозпо-правствевпаго содержанія, терп?ливо выждавъ, пока подойдутъ р?шительно вс?. Владыка былъ въ храм? до 8 1/2 часовъ, сл?довательно всего 6 1/2 часовъ. Впрочемъ, это у Преосвященнаго Владимира обычно: когда онъ творитъ доброе д?ло и выполняетъ свое высокое служеніе, онъ не знаетъ ни усталости, ни утомленія, подавая этимъ высокій прим?ръ вс?мъ.
Не смотря па продолжительность службы, Преосвященный Владимиръ обратился къ народу съ словомъ назиданія предъ молебномъ. Молебенъ былъ совершенъ на открытомъ воздух?, а слово было произнесено съ церковной паперти. Обращаясь къ народу, Владыка прежде всего поздравилъ съ радостнымъ событіемъ освященія храма и призывалъ возблагодарить Господа, и не одною молитвою, но и д?ломъ, ибо не всякій, говорящій: … .
По окончаніи благословенія и раздачи крестиковъ, Его Преосвященство благословилъ общую трапезу для богомольцевъ, пришедшихъ разд?лить духовную радость Лысогорцевъ.
19 числа Владыка при огромномъ стеченіи народа отбылъ изъ станицы Лысогорской въ станицу Незлобную.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
Годъ 10-й, № 14, 15 июля, 1904 г.
Владикавказская епархия
(Краткій статистическій обзоръ *).
3-й благочинническій округъ. (На Северъ отъ Владикавказа).
110) Лысогорская— станица, основана въ 1861 г. (?), 198 вер. отъ Владикавказа, адресъ: Пятигорскъ.
…
Новая Рождество-Богородичная (8 сентября) церковь освящена 1898 г. 18 октября Преосвященнымъ Владимиромъ. Причтъ: священникъ, діаконъ, псаломщикъ. Содержаніе: священникъ и діаконъ— общественные дома, псаломщикъ—общественная квартира. Причтовой земли 85 десятинъ. Церковной земли 300 десятинъ, въ пользованіи общества. Метрическія книги съ 1814 г., испов?дныя—съ 1822 г. Школа съ 1900 г. 85 д. Попечительство съ 1895 г. (57 коп. наличными и находится въ безд?йствіи). Прихожанъ 1948 м. + 1854 ж. Крестинъ —245, браковъ—52, погребеній—95.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XII -й годъ изданiя, 15 июня, 1911 г., № 11-12.
Станица Лысогорская.
19-го апр?ля сего 1911 года, вторникъ, (нед. о ?ом?), станицу Лысогорскую пос?тилъ Его Преосвященство, Преосвященн?йшій Арсеній Епископъ Пятигорскій. Когда Владыка подъ?халъ къ церкви было уже около 4-хъ часовъ вечера. При встр?чи Его Преосвященства изъ церкви были вынесены хоругви иконы, а отъ станичнаго общества одинъ изъ представителей прив?тствовалъ Епископа съ хл?бомъ-солію. Вс? прихожане, ученики и ученицы, стоявшіе въ рядахъ, увид?вши Епископа зап?ли стройно и одушевленно Пасхальн?й тропарь «Христосъ воскресе»... Когда же Его Преосвященство, Преосвященн?йшій Арсеній вошелъ въ церковь, Отецъ Настоятель м?стной церкви встр?тилъ Архипастыря краткимъ словомъ, въ которомъ высказалъ радость свою и своей паствы по поводу благополучнаго прибытія Владыки и зд?сь же предложилъ новоприбывшему Пятигорскому Епископу Арсенію докладъ о приход?, о храмахъ, о школахъ, о причт? и сектантахъ.—Докладъ Отца Настоятеля священника Денисова Епископу Арсенію былъ приблизительно таковъ: „При первомъ пос?щеніи Вашимъ Преосвященствомъ вв?реннаго мн? прихода ст. Лысогорской я обязанъ доложить Вамъ, Преосвященн?йшій Владыко, о томъ, что въ приход? ст. Лысогорской им?ется два храма, одинъ изъ нихъ новый, построенный 12 л?тъ тому назадъ усердіемъ прихожанъ, а другой храмъ старый, который построенъ д?дами и отцами настоящихъ прихожанъ и существуетъ уже 110 л?тъ-, въ настоящее время сей храмъ предположено перенести на другое м?сто бол?е населенное, обновить его и оставить въ неизм?нномъ вид? на память внукамъ и правнукамъ.
Школъ въ приход? ст. Лысогорской три—одна церковно-приходская женская, дв? министерскихъ изъ нихъ одна двухклассная а другая однокласная. Причтъ въ ст. Лысогорской одноштатный, но при двухъ священникахъ, второй священникъ на діаконской вакансіи, жителей обоего пола бол?е 4-хъ тысячъ, между ними есть н?сколько семей сектантовъ и сектанты эти д?лятся на дв? части одни изъ нихъ Старо-Израиль, а другіе Новый Израиль, но т? и другіе вредны для православія, а по сему, сказалъ о. Настоятель, усердн?йше прошу Ваше Преосвященство, помолиться вм?ст? съ нами о вразумленіи заблудшихъ и о утвержденіи въ православіи в?рующихъ. Зат?мъ, Его Преосвященство при п?ніи вс?мъ народомъ „Ангелъ вопіяще... и Св?тися Св?тися..." просл?довалъ въ алтарь, гд? приложившись къ св. престолу и осмотр?вши антиминсъ и запасные св. дары, обратившись къ народу благословилъ, а п?вчіе п?ли „ис-полла эти деспота*. Посл? сего совершено было краткое молебствіе съ провозглашеніемъ многол?тія царствующему дому, Св. Синоду, Преосвященн?йшему Агапиту Епископу Владикавказскому и Моздокскому, Преосвященн?йшему Арсенію Епископу Пятигорскому съ Богомъ хранимою паствою, благотворителямъ и создателямъ храма. При семъ-же Владыка произнесъ назидательное поученіе о пос?щеніи храма и заботахъ о благол?піи храма, видимомъ усердіи къ храму прихожанъ,—хотя по народонаселенію и маловм?стительномъ, но св?тломъ и благоукрашенномъ—новомъ храм?: о сектантахъ же Ецископъ высказалъ сожал?ніе, что они сами по своему заблужденію и упорству лишаютъ себя в?чнаго спасенія... Зат?мъ о. настоятелемъ, съ благословенія Епископа, объявлено было прихожанамъ, что въ 6 часовъ будетъ благов?стъ ко всенощному бд?нію.
Преосвященн?йшій Владыка со вс?ми сопровождавшими его священнослужителями приглашенъ былъ о. настоятелемъ въ квартиру,—гд? вс?мъ дорогимъ гостямъ предложенъ былъ чай. Откушавши чаю Владыка до службы всенощнаго бд?нія пос?тилъ школы: церковно - приходскую и двухклассную министерскую; школьные порядки и опрятность д?тей произвела на Епископа пріятное впечатл?ніе. Въ 7 часовъ вечера началось служеніе всенощнаго бд?нія. Храмъ былъ полонъ молящихся вс?хъ возрастовъ, стройное п?ніе на клирос?, а зат?мъ и вс?ми молящимися, которые п?ли ум?ло и дружно: Св?те тихій, Хвалите имя Господне, Пасхальный канонъ Воскресенія день, Пасхальныя стихиры: Да воскреснетъ Богъ, Великое славословіе и Взбранной воевод?. Литія совершалась въ церковной оград? храма Преосвященн?йшимъ Арсеніемъ въ сослуженіи м?стнаго благочиннаго о. Н. Ольгина и исп. дол. ключаря о. С. Быстрова, окружи, мис. о. К. Лаврова, м?стнаго настоятеля о. I. Денисова и 2-го священника сего храма о. В. Любарскаго, и испол. об. протодіакона С. Кукушкина и о. іеродіакона ?еодора №. Посл? литіи совершено торжественное обхожденіе вокругъ храма съ четырьмя остановками. Во время всенощнаго бд?нія, посл? ка?измъ съ благословенія Епископа окр. мис. о. К. Лавровъ сказалъ слово, въ которомъ провелъ параллель опасности между мечемъ висящимъ на волоск? надъ неподвижно стоящимъ челов?комъ и между мечемъ духовнымъ угрожающимъ не раскаяннымъ гр?шникамъ неминуемою гибелью... На величаніе Владыка вышелъ въ полномъ архіерейскомъ облаченіи и самъ помазывалъ вс?хъ молящихся освященнымъ елеемъ, а свящ. С. Быстровъ въ это время раздавалъ народу крестики. Въ конц? всенощнаго бд?нія о. С. Быстровъ, по порученію Епископа, пров?рялъ брачный обыскъ съ документами, метрическія и приходо-расходныя книги, по пров?рк? оказалось все исправно.
При окончаніи всенощнаго бд?нія Его Преосвященство еще разъ преподалъ благословеніе молящимся, а п?вчіе—подъ управленіемъ опытнаго регента стройно и умилительно проп?ли: «исполла эти Деспота-». Зат?мъ, вс? молящіеся съ зажжеными св?чами при колокольномъ трезвон? и при общемъ п?ніи «Да воскреснетъ Богъ» проводили Его Преосвященство до квартиры м?стнаго настоятеля о., Денисова, гд? Владыка и изволилъ ночевать.
На другой день 20 апр?ля, въ 7 часовъ утра, Его Преосвященство пос?тилъ атамана станицы, Лысогорской урядника Нила Брянцева—и, сейчасъ же отбылъ въ ст. Александрійскую, въ которой назначена была литургія съ архіерейскимъ служеніемъ. При вы?зд? изъ ст. Лысогорской по пути Преосвященн?йшій Арсеній благоволилъ зайти и осмотр?ть храмъ, который существуетъ съ 1800 г., т. е. 110 л?тъ; въ храм? этомъ им?ется грамота бывшаго Архіепископа Платона Астраханскаго и Моздокскаго, каковую грамоту Пре освященн?йшій Арсеній внимательно осмотр?лъ... Зат?мъ помолился, благословилъ присутствовавшихъ въ храм?, и садясь въ экипажъ. Милостив?йшій Архипастырь сказалъ лично м?стному о. настояте лю священнику I. Денисову „спасибо".
Псаломщикъ Василій Гаевскій.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XVIIII -й годъ изданiя, 15 февраля, 1913 г., № 4.
Перем?ны по служб?.
Допущенъ:
Священникъ ст. Троицкой Павелъ Свавицкій— на вакансію настоятеля къ Рождество-Богородичной церкви ст. Лысогорской, съ предоставленіемъ ему и должности окружнаго миссіонера 3 благочинническаго округа—25 января, по опред?ленію Влакавказскаго Епархіальнаго Начальства.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХ -й годъ изданiя, 1 января, 1914 г., № 1.
Перем?ны по служб?.
Приписанъ: состоящій на діаконской вакансіи Покровской церкви ст. Лысогорской, священникъ Василій Самодуровъ—какъ настоятель къ новому храму той же станицы — 19 ноября 1913 года.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХI -й годъ изданiя, 1 июля, 1915 г., № 13.
Пос?щеніе Его Преосвященствомъ станицы Лысогорской.
(Изъ л?тописи).
27 апр?ля 1915 года станицу Лысогорскую изволилъ пос?тить Его Преосвященство. О радостномъ дн? пос?щенія нашего прихода Владыкою жители станицы были опов?щены заран?е. М?стные пастыри посп?шили приготовить прихожанъ къ принятію высокаго гостя и съ церковной ка?едры возв?щали въ три предшествующіе 27-му апр?ля праздника о высот? Архипастырскаго служенія, о его преимуществ? въ Христовой церкви.
Пропов?дуя въ этомъ дух?, Лысогорскіе пастыри приглашали прихожанъ день 27 апр?ля почесть днемъ праздничнымъ, явиться ко всенощному Богослуженію вс?мъ во храмъ, быть усердными къ молитв? во время святительскаго Богослуженія, быть внимательными къ поученію Владыки—Архипастыря.
… .
Въ 372 ч. дня 27 апр?ля въ ст. Лысогорской раздался церковный звонъ, призывающій станичниковъ собраться для встр?чи Владыки. Почетный конвой изъ 12 казаковъ при урядник? вы?хали на встр?чу Преосвященному Владык? на границу станичной земли къ ст. (станции) „Незлобной".
…
Зд?сь на просторной церковной площади собрались вс? (и старъ и младъ)—прихожане Богородице-Рождественской церкви и добрая половина - прихожанъ Покровской церкви. Площадь была полна народа, а въ церковной оград? трудно было и протолпиться. Церковная ограда вся была декорирована зеленью, національными флагами, в?нками изъ цв?товъ. Изяществомъ убранства отличались святыя въ оград? врата. На арк? были убраны н?жными цв?тами иниціалы нашего Владыки.
…
Вс? прихожане од?ты по праздничному. Молодежь со бралась съ букетами цв?товъ. Но вотъ р?дкій по искусству звонарь м?стный сл?пецъ, едва былъ изв?щенъ, что Преосвященн?йшій Владыка въ?халъ уже въ районъ прихода церкви Рождества Богородицы, ударилъ „во вся" и своимъ звономъ заставилъ радостно затрепетать сердца томительно ожидавшихъ прибытія Владыки людей. Владыко прибылъ къ святымъ вратамъ ограды въ 1/2 7 вечера. Зд?сь почетные старики станицы—гвардейцы, выд?ляясь изъ толпы народа своими блестящими мундирами, встр?тили Владыку съ хл?бомъ и солію и отъ лица станичнаго общества высказали прив?тствіе Владык?, прося Его Преосвященство вознести свои молитвы ко Господу о вс?хъ жителяхъ станицы, а наипач? о т?хъ, кто ушелъ въ д?йствующую армію на защиту Отечества, Царя и в?ры право славной. Владыка изволилъ милостиво благодарить прив?тство вавшихъ и, благословивъ ихъ, вступилъ въ церковную ограду, весь путь по которой до храма былъ покрытъ цв?тами,—какъ знакъ неописуемаго народнаго восторга-довольства отъ сознанія, что самъ Владыка—ангелъ Владикавказской церкви, Архипастырь—предстоятель, ходатай предъ Богомъ „о людскихъ нев?жествіихъ —прибылъ къ нимъ въ ихъ глухую станицу, укрывшуюся между горами, гд?-то въ берегахъ шумнаго горнаго ручья —р?чки „Подкумка“. Владыка вступилъ во храмъ полный народу. Даже трое хоръ биткомъ—были набиты православнымъ людомъ. Пришли во храмъ „полюбопытствовать" (выражаясь ихъ языкомъ) и сектанты. Преосвященн?йшій Владыка, по облаченіи въ архіерейскую мантію, просл?довалъ во св. алтарь, а оттуда, благо словивши народъ, взошелъ на стоящую среди храма архіерейскую ка?едру, гд? при общенародномъ п?ніи пасхальныхъ ирмосовъ изволилъ облачаться въ архіерейскія одежды. Было 7 ч. вечера, какъ по благословенію Владыки протодіаконъ возгласилъ: „востаните", а п?вцы: „Владыко, благослови". Началось всеношное бд?ніе. Стройное п?ніе 103 псалма п?вчими, мелодичное возглашеніе протодіакономъ великой ектеніи, общенародное п?ніе „Господи возвахъ“—необыкновенно умиляло молящихся. Но вотъ присп?ло время малаго входа. Священнослужители вошли во св. алтарь, оставивъ одного Владыку среди храма. О- ключарь вручилъ о. протодіакону св. Евангеліе и весь сонмъ священнослужителей началъ исхожденіе изъ св. алтаря с?верными дверями на средину храма къ Архипастырю. Преосвященн?йшій Владыка, истово ос?нивши себя крестнымъ знаменіемъ, приложился устами къ св. евангелію, взялъ въ руки дикирій и трикирій, а протодіаконъ возгласилъ: „премудрость прости". Въ это время заходящее великое небесное св?тило, склоняясь къ западу, осв?тило своими златоструйными лучами, сквозь отверзтыя западныя двери храма, чистенькій, злащенный святой иконостасъ, св. престолъ въ златотканной одежд?— съ сребро-злащенными священными предметами на немъ, и весь всобще храмъ наполнился обиліемъ св?та. Преосвященный Владыка, какъ бы воспользовавшись симъ явленіемъ природы, особенно воодушевленно восп?лъ съ священнослужителями, и ликами оть народа п?снь „Св?те Тихій". Это былъ неописуемый моментъ особаго подъема религіозныхъ чувствъ народа. Людіе то и д?ло ос?няли себя крестнымъ знаменіемъ,, умиленно смотр?ли на сіяющіе добротой, ласковостью Священные Лики Господа, Богоматери и Св. Божіихъ, изображенныхъ на св. иконахъ, и отдыхали душей.
…
По окончаніи всенощного бд?нія Преосвященн?йшій Владыка, од?вшись въ мантію, изволилъ бес?довать съ народомъ. Вотъ приблизительное краткое содержаніе сей бес?ды: „Въ вашей станиц?, говорилъ Владыка, два храма одинъ во Имя Рождества Богородицы, а другой во Имя Покрова Ея. Въ память двухъ событій изъ жизни Богоматери вы устроили храмы въ своей станиц?. Устройствомъ Двухъ храмовъ вы сами избрали Богоматерь Покровительницей и хранительницей своего селенія.
…
Благословивши вс?хъ, осмотр?вши ц?нныя св. иконы храма, ризницу, высказавши одобреніе церковному старост? казаку И. М. Перову за благол?піе и чистоту храма и осмотр?вши церковные документы, Преосвященный Владыка изволилъ направиться къ выходу изъ храма.
Едва только стопа святителя вступила за порогъ Св. храма и Владыка выступилъ на церковное крыльцо, какъ толпы народа, наполнявшія церковную ограду и иллюминованную разноцв?тными огнями площадь,съ небывалымъ воодушевленіемъ восп?ли п?снь Богоматери: „Къ теб? о Мати Пресвятая".... Три мальчика осв?щали бенгальскимъ огнемъ всю церковную ограду. Владыка, до—сел? ут?шавшій насъ своимъ богослуженіемъ, пропов?дію и постановкою общаго п?нія, теперь, видимо, самъ обр?лъ н?кое ут?шеніе.
Могучее всенародное воодушевленіе передалось и ему. Прослушавши до конца п?снь, безъ канонарха, безъ книгъ вс?ми проп?тую, Владыка узр?лъ воочію, что Лысогорская паства не только скорби Архипастырю, трудящемуся на нив? Божіей можетъ доставить, но и ут?шеніе. Владыка узр?лъ, что людіе им?ютъ уже навыкъ къ п?нію псалмовъ—кантовъ изъ Богогласника, тщатся о своемъ спасеніи, стоятъ на пути правомъ ,къ возрасту въ мужа совершенна"... Было 11 часовъ ночи. По дорог? на ночлегъ Владыка изволилъ пос?тить квартиру священника о. Іоанна Яковлева. Часть народа сопутствовала Владык?, восп?вая духовные стихи изъ „Слова жизни", остальные же богомольцы разд?лились на группы и стали по пути шествія Святителя. Едва сопуствующіе Владык? доводили Преосвященнаго съ п?ніемъ до одной группы народа, то вынуждались прекращать п?ніе своихъ стиховъ, такъ какъ новая группа людей какъ бы встр?чала Владыку своею духовною п?снею. Сопровождавшіе Владыку присоединяли свои голоса къ п?вцамъ и шли съ п?ніемъ дал?е, пока не встр?чали новую группу поющихъ „уже новую п?снь" и т.д.
Разстояніе пути, пройденнаго Владыкою при общемъ восторг? народа было свыше 200 сажень и народомъ было проп?то свыше 10 кантовъ. Везд? и во всемъ высказывалась благодарность Владык?, прибывшему въ станицу въ то время, когда люди, омраченные изв?стіями объ ужасахъ войны, особенно нуждались въ ут?шеніи со стороны Архипастыря. Не взрослыхъ п?вцовъ Владыка осчастливилъ раздачею имъ конфектъ, пирожнаго, а бол?е фруктъ, яблоковъ, грушъ, апельсиновъ, а взрослыхъ п?вцовъ Владыка благодарилъ за усердное изученіе духовныхъ п?сноп?ній. Испросивши еще разъ благословенія у Владыки, прихожане ст. Лысогорской мирно разошлись по своимъ домамъ.
Преосвященн?йшій Владыка пожаловалъ на ночлегъ въ квартиру о настоятеля Богородице-Рождественской цер¬кви. Зд?сь собрались вс? священнослужители, кои участвовали за богослуженіемъ и н?которые почетные прихожане. Вс?мъ гостямъ была предложена скромная вечерняя трапеза. Вс? были радостны, видя, что и святитель мило стиво разд?ляетъ общую трапезу.
По трапез? Владыка долго бес?довалъ съ м?стными священниками о лучшемъ устройств? приходской жизни, а рано утромъ 28 апр?ля, при колокольномъ звон?, оставилъ ут?шенною имъ станицу Лысогорскую и у?халъ въ Александрійскую для совершенія Божественной Литургіи. Благочестивыя женщины, мужья и братья коихъ теперь на войн?, умиленныя чтеніемъ ака?иста Преосвященн?йшимъ, въ благодарственную память о молитвахъ Владыки къ Божіей Матери, собрали уже 80 руб. (и еще соберутъ бол?е) на пріобр?теніе точной копіи съ Моздокской Иконы Богоматери.
На долго сохранится память въ народ? о 27 —омъ апр?л? радостномъ дн? пос?щенія Лысогорки Преосвященн?йшимъ Владыкою Антониномъ, и не забудется во в?къ.
Священник Павелъ Савицкiй.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХI -й годъ изданiя, 15 сентября, 1915 г., № 18.
Распоряженія Епархіальнаго начальства.
Назначенія и перем?щенія.
Назначены: … Священникъ Покровской церкви ст. Лысогорской Іоаннъ Яковлевъ - настоятелемъ Рождество-Богородичной церкви той же станицы—2 сентября.
Яковлев Иван Яковлевич, священник.
(информация с сайта: https://pravoslavnoe...ru/person/8595/).
Дата рождения:
14.6.1891 или 1890 г. Место рождения: область Войска Донского, Таганрогский округ, слобода Амвросиевка
Дата смерти:
16.11.1937 г. Место смерти: Московская обл., Бутовский полигон
Образование:
духовная семинария.
Рукоположение / Постриг / Возведение в сан:
25.5.1914 г. - рукоположен во диакона.
Не позднее 1915 г. - рукоположен во священника.
Места служения / должности:
До 25.5.1914 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., г. Кизляр, Казанский собор, псаломщик.
С 25.5.1914 г. по 2.9.1915 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, станица Лысогорская, Покровская церковь, священник (сначала — диакон).
С 2.9.1915 г. по февраль 1933 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, станица Лысогорская, Рождество-Богородичная церковь, священник, настоятель. Благочинный.
Награды:
1917 г. - право ношения набедренника, награжден за «усердную службу».
Преследования:
6.2.1933 г. - арестован;
10.9.1933 г. - осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ);
сентябрь 1933 г. – ноябрь 1937 г. - находился в заключении в Дмитровском исправительно-трудовом лагере. Работал счетоводом ремонтной базы участка «Соревнование» Центрального района;
15.11.1937 г. - приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по обвинению в «систематической контрреволюционной троцкистской пропаганде, распространении провокационно-клеветнических слухов о неизбежной гибели советской власти»
16.11.1937 г. - расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
20.1.1961 г. - реабилитирован, по году репрессии: 1937 г.
№ 7-й. 1874 (2-й) годъ. 1-го АПР?ЛЯ.
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
— Утверждены членами строительныхъ комитетовъ: … 11-го марта, по распространенію церкви станицы Лысогорской: священникъ Михаилъ Тиховъ, урядникъ Ананія Харинъ и казаки: Михаилъ Гл?бовъ, Иванъ Харинъ и ?едоръ Фроловъ.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 13-й. 1874 (2-й) годъ. 1-го ИЮЛЯ.
РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА
— 19-го Іюня разр?шено распространить церковь въ станице Лысогорской,- Георгіевскаго округа,. Терской области.
— Утверждены членами Строительныхъ Комитетовъ: …
19-го іюня, по распространенію церкви станицы Лысогорской, священникъ Михаилъ Тиховь, м?стный церковный староста и избранные обществомъ прихожане: урядник Ананія Харинъ и казаки — Михаилъ Гл?бовъ, Иванъ Харинъ и ?еодоръ Фроловъ.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 20-й. 1874 (2-й) годъ. 16-го ОКТЯБРЯ.
2) Некрологи:
—18 сентября 1874 г. скончался священникъ Покровской церкви ст. Лысогорской Михаилъ Тиховъ. Почившій въ училищахъ не обучался, въ 1818 г. былъ опред?ленъ указнымъ дьячкомъ, въ 1830 г. посвященъ въ стихарь, въ 1835 г. рукоположенъ въ санъ діакона и въ 1841 г.,—во священника. Около 15 л?тъ былъ благочиннымъ. Им?лъ награды: Бронзовый за войну крестъ и таковую же медаль, набедренникъ, скуфью, камилавку и орденъ Св. Анны 3-й степени. Въ семейств? у него осталась одна дочь.
Кавказскія Епархіальныя В?домости.
№ 16-й. 1884 годъ. 16-го АВГУСТА.
Обозр?ніе
Преосвященн?йшимъ Германомъ, Епископомъ Кавказскимъ, церквей Терской области и частію Ставропольской губерніи и Кубанской области, въ апр?л? и ма? 1884 г.
(Окончаніе).
23- го мая пос?щены церкви станицъ Незлобной, Лысогорской и Александрійской. При отправленіи изъ Георгиіевской станицы Преосвященный съ версту шелъ п?шкомъ, сопровождаемый народомъ. …
Въ станиц? Лысогорской церковь т?сна. Еще въ 1874 году разр?шено было, по просьб? прихожанъ, расширить ее, но досел? проектированное расширеніе не состоялось, всл?дствіе чего Преосвященный рекомендовалъ жителямъ посп?шить осуществленіемъ предположенной постройки. …
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
Годъ 5-й, № 15, 1 августа, 1899 г.
Обозр?ніе
Преосвященн?йшимъ Владимиромъ, Епископомъ Владикавказскимъ и Моздокскимъ, церквей вв?ренной Его Преосвященству епархіи.
(Продолженіе)
Въ г. Георгіевскъ Владыка прибылъ 15 октября поздно вечеромъ. Но не смотря на уже наступившую темноту, пароду собралось много, а на вокзалъ вы?зжали для встр?чи м?стныя городскія власти.
….
Вечеромъ 16-го числа было отслужено торжественное всенощное бд?ніе, а на другой день литургія въ Георгіевскомъ собор?. За литургіей священникъ Н. Андріевскій награжденъ набедренникомъ, а псаломщикъ Давидъ Синысовскій посвященъ въ стихарь.
…
Въ тотъ-же день Владыка отбылъ изъ г. Георгіевска въ станицу Лысогорск?ю.
…
Владыка направлялся къ станиц? Лысогорской. Зд?сь должно было совершиться освященіе вновь выстроеннаго храма, сл?довательно ожидалось двойное торжество: Архіерейская литургія и Архіерейское освященіе храма. Въ виду этого въ станицу къ прі?зду Преосвященнаго собрались не только вс? прихожане, но и жители сос?днихъ приходовъ. Владыка прибылъ прямо въ новый храмъ и началъ торжественное всенощное бд?ніе, продолжавшееся бол?е 3-хъ часовъ. Не смотря на жару и духоту въ церкви, никто изъ молящихся не оставилъ своего м?ста: такъ было сильно то духовное наслажденіе и радость, которыя испытывались молящимися за Архіерейскимъ служеніемъ, вид?ть которое большинству поселянъ не приходится ни одинъ разъ въ жизни.
На другой день въ 9 часовъ началось освященіе храма, литур гія и молебенъ, посл? котораго Владыка благословлялъ народъ, раздавалъ крестики и книги религіозпо-правствевпаго содержанія, терп?ливо выждавъ, пока подойдутъ р?шительно вс?. Владыка былъ въ храм? до 8 1/2 часовъ, сл?довательно всего 6 1/2 часовъ. Впрочемъ, это у Преосвященнаго Владимира обычно: когда онъ творитъ доброе д?ло и выполняетъ свое высокое служеніе, онъ не знаетъ ни усталости, ни утомленія, подавая этимъ высокій прим?ръ вс?мъ.
Не смотря па продолжительность службы, Преосвященный Владимиръ обратился къ народу съ словомъ назиданія предъ молебномъ. Молебенъ былъ совершенъ на открытомъ воздух?, а слово было произнесено съ церковной паперти. Обращаясь къ народу, Владыка прежде всего поздравилъ съ радостнымъ событіемъ освященія храма и призывалъ возблагодарить Господа, и не одною молитвою, но и д?ломъ, ибо не всякій, говорящій: … .
По окончаніи благословенія и раздачи крестиковъ, Его Преосвященство благословилъ общую трапезу для богомольцевъ, пришедшихъ разд?лить духовную радость Лысогорцевъ.
19 числа Владыка при огромномъ стеченіи народа отбылъ изъ станицы Лысогорской въ станицу Незлобную.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
Годъ 10-й, № 14, 15 июля, 1904 г.
Владикавказская епархия
(Краткій статистическій обзоръ *).
3-й благочинническій округъ. (На Северъ отъ Владикавказа).
110) Лысогорская— станица, основана въ 1861 г. (?), 198 вер. отъ Владикавказа, адресъ: Пятигорскъ.
…
Новая Рождество-Богородичная (8 сентября) церковь освящена 1898 г. 18 октября Преосвященнымъ Владимиромъ. Причтъ: священникъ, діаконъ, псаломщикъ. Содержаніе: священникъ и діаконъ— общественные дома, псаломщикъ—общественная квартира. Причтовой земли 85 десятинъ. Церковной земли 300 десятинъ, въ пользованіи общества. Метрическія книги съ 1814 г., испов?дныя—съ 1822 г. Школа съ 1900 г. 85 д. Попечительство съ 1895 г. (57 коп. наличными и находится въ безд?йствіи). Прихожанъ 1948 м. + 1854 ж. Крестинъ —245, браковъ—52, погребеній—95.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XII -й годъ изданiя, 15 июня, 1911 г., № 11-12.
Станица Лысогорская.
19-го апр?ля сего 1911 года, вторникъ, (нед. о ?ом?), станицу Лысогорскую пос?тилъ Его Преосвященство, Преосвященн?йшій Арсеній Епископъ Пятигорскій. Когда Владыка подъ?халъ къ церкви было уже около 4-хъ часовъ вечера. При встр?чи Его Преосвященства изъ церкви были вынесены хоругви иконы, а отъ станичнаго общества одинъ изъ представителей прив?тствовалъ Епископа съ хл?бомъ-солію. Вс? прихожане, ученики и ученицы, стоявшіе въ рядахъ, увид?вши Епископа зап?ли стройно и одушевленно Пасхальн?й тропарь «Христосъ воскресе»... Когда же Его Преосвященство, Преосвященн?йшій Арсеній вошелъ въ церковь, Отецъ Настоятель м?стной церкви встр?тилъ Архипастыря краткимъ словомъ, въ которомъ высказалъ радость свою и своей паствы по поводу благополучнаго прибытія Владыки и зд?сь же предложилъ новоприбывшему Пятигорскому Епископу Арсенію докладъ о приход?, о храмахъ, о школахъ, о причт? и сектантахъ.—Докладъ Отца Настоятеля священника Денисова Епископу Арсенію былъ приблизительно таковъ: „При первомъ пос?щеніи Вашимъ Преосвященствомъ вв?реннаго мн? прихода ст. Лысогорской я обязанъ доложить Вамъ, Преосвященн?йшій Владыко, о томъ, что въ приход? ст. Лысогорской им?ется два храма, одинъ изъ нихъ новый, построенный 12 л?тъ тому назадъ усердіемъ прихожанъ, а другой храмъ старый, который построенъ д?дами и отцами настоящихъ прихожанъ и существуетъ уже 110 л?тъ-, въ настоящее время сей храмъ предположено перенести на другое м?сто бол?е населенное, обновить его и оставить въ неизм?нномъ вид? на память внукамъ и правнукамъ.
Школъ въ приход? ст. Лысогорской три—одна церковно-приходская женская, дв? министерскихъ изъ нихъ одна двухклассная а другая однокласная. Причтъ въ ст. Лысогорской одноштатный, но при двухъ священникахъ, второй священникъ на діаконской вакансіи, жителей обоего пола бол?е 4-хъ тысячъ, между ними есть н?сколько семей сектантовъ и сектанты эти д?лятся на дв? части одни изъ нихъ Старо-Израиль, а другіе Новый Израиль, но т? и другіе вредны для православія, а по сему, сказалъ о. Настоятель, усердн?йше прошу Ваше Преосвященство, помолиться вм?ст? съ нами о вразумленіи заблудшихъ и о утвержденіи въ православіи в?рующихъ. Зат?мъ, Его Преосвященство при п?ніи вс?мъ народомъ „Ангелъ вопіяще... и Св?тися Св?тися..." просл?довалъ въ алтарь, гд? приложившись къ св. престолу и осмотр?вши антиминсъ и запасные св. дары, обратившись къ народу благословилъ, а п?вчіе п?ли „ис-полла эти деспота*. Посл? сего совершено было краткое молебствіе съ провозглашеніемъ многол?тія царствующему дому, Св. Синоду, Преосвященн?йшему Агапиту Епископу Владикавказскому и Моздокскому, Преосвященн?йшему Арсенію Епископу Пятигорскому съ Богомъ хранимою паствою, благотворителямъ и создателямъ храма. При семъ-же Владыка произнесъ назидательное поученіе о пос?щеніи храма и заботахъ о благол?піи храма, видимомъ усердіи къ храму прихожанъ,—хотя по народонаселенію и маловм?стительномъ, но св?тломъ и благоукрашенномъ—новомъ храм?: о сектантахъ же Ецископъ высказалъ сожал?ніе, что они сами по своему заблужденію и упорству лишаютъ себя в?чнаго спасенія... Зат?мъ о. настоятелемъ, съ благословенія Епископа, объявлено было прихожанамъ, что въ 6 часовъ будетъ благов?стъ ко всенощному бд?нію.
Преосвященн?йшій Владыка со вс?ми сопровождавшими его священнослужителями приглашенъ былъ о. настоятелемъ въ квартиру,—гд? вс?мъ дорогимъ гостямъ предложенъ былъ чай. Откушавши чаю Владыка до службы всенощнаго бд?нія пос?тилъ школы: церковно - приходскую и двухклассную министерскую; школьные порядки и опрятность д?тей произвела на Епископа пріятное впечатл?ніе. Въ 7 часовъ вечера началось служеніе всенощнаго бд?нія. Храмъ былъ полонъ молящихся вс?хъ возрастовъ, стройное п?ніе на клирос?, а зат?мъ и вс?ми молящимися, которые п?ли ум?ло и дружно: Св?те тихій, Хвалите имя Господне, Пасхальный канонъ Воскресенія день, Пасхальныя стихиры: Да воскреснетъ Богъ, Великое славословіе и Взбранной воевод?. Литія совершалась въ церковной оград? храма Преосвященн?йшимъ Арсеніемъ въ сослуженіи м?стнаго благочиннаго о. Н. Ольгина и исп. дол. ключаря о. С. Быстрова, окружи, мис. о. К. Лаврова, м?стнаго настоятеля о. I. Денисова и 2-го священника сего храма о. В. Любарскаго, и испол. об. протодіакона С. Кукушкина и о. іеродіакона ?еодора №. Посл? литіи совершено торжественное обхожденіе вокругъ храма съ четырьмя остановками. Во время всенощнаго бд?нія, посл? ка?измъ съ благословенія Епископа окр. мис. о. К. Лавровъ сказалъ слово, въ которомъ провелъ параллель опасности между мечемъ висящимъ на волоск? надъ неподвижно стоящимъ челов?комъ и между мечемъ духовнымъ угрожающимъ не раскаяннымъ гр?шникамъ неминуемою гибелью... На величаніе Владыка вышелъ въ полномъ архіерейскомъ облаченіи и самъ помазывалъ вс?хъ молящихся освященнымъ елеемъ, а свящ. С. Быстровъ въ это время раздавалъ народу крестики. Въ конц? всенощнаго бд?нія о. С. Быстровъ, по порученію Епископа, пров?рялъ брачный обыскъ съ документами, метрическія и приходо-расходныя книги, по пров?рк? оказалось все исправно.
При окончаніи всенощнаго бд?нія Его Преосвященство еще разъ преподалъ благословеніе молящимся, а п?вчіе—подъ управленіемъ опытнаго регента стройно и умилительно проп?ли: «исполла эти Деспота-». Зат?мъ, вс? молящіеся съ зажжеными св?чами при колокольномъ трезвон? и при общемъ п?ніи «Да воскреснетъ Богъ» проводили Его Преосвященство до квартиры м?стнаго настоятеля о., Денисова, гд? Владыка и изволилъ ночевать.
На другой день 20 апр?ля, въ 7 часовъ утра, Его Преосвященство пос?тилъ атамана станицы, Лысогорской урядника Нила Брянцева—и, сейчасъ же отбылъ въ ст. Александрійскую, въ которой назначена была литургія съ архіерейскимъ служеніемъ. При вы?зд? изъ ст. Лысогорской по пути Преосвященн?йшій Арсеній благоволилъ зайти и осмотр?ть храмъ, который существуетъ съ 1800 г., т. е. 110 л?тъ; въ храм? этомъ им?ется грамота бывшаго Архіепископа Платона Астраханскаго и Моздокскаго, каковую грамоту Пре освященн?йшій Арсеній внимательно осмотр?лъ... Зат?мъ помолился, благословилъ присутствовавшихъ въ храм?, и садясь въ экипажъ. Милостив?йшій Архипастырь сказалъ лично м?стному о. настояте лю священнику I. Денисову „спасибо".
Псаломщикъ Василій Гаевскій.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XVIIII -й годъ изданiя, 15 февраля, 1913 г., № 4.
Перем?ны по служб?.
Допущенъ:
Священникъ ст. Троицкой Павелъ Свавицкій— на вакансію настоятеля къ Рождество-Богородичной церкви ст. Лысогорской, съ предоставленіемъ ему и должности окружнаго миссіонера 3 благочинническаго округа—25 января, по опред?ленію Влакавказскаго Епархіальнаго Начальства.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХ -й годъ изданiя, 1 января, 1914 г., № 1.
Перем?ны по служб?.
Приписанъ: состоящій на діаконской вакансіи Покровской церкви ст. Лысогорской, священникъ Василій Самодуровъ—какъ настоятель къ новому храму той же станицы — 19 ноября 1913 года.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХI -й годъ изданiя, 1 июля, 1915 г., № 13.
Пос?щеніе Его Преосвященствомъ станицы Лысогорской.
(Изъ л?тописи).
27 апр?ля 1915 года станицу Лысогорскую изволилъ пос?тить Его Преосвященство. О радостномъ дн? пос?щенія нашего прихода Владыкою жители станицы были опов?щены заран?е. М?стные пастыри посп?шили приготовить прихожанъ къ принятію высокаго гостя и съ церковной ка?едры возв?щали въ три предшествующіе 27-му апр?ля праздника о высот? Архипастырскаго служенія, о его преимуществ? въ Христовой церкви.
Пропов?дуя въ этомъ дух?, Лысогорскіе пастыри приглашали прихожанъ день 27 апр?ля почесть днемъ праздничнымъ, явиться ко всенощному Богослуженію вс?мъ во храмъ, быть усердными къ молитв? во время святительскаго Богослуженія, быть внимательными къ поученію Владыки—Архипастыря.
… .
Въ 372 ч. дня 27 апр?ля въ ст. Лысогорской раздался церковный звонъ, призывающій станичниковъ собраться для встр?чи Владыки. Почетный конвой изъ 12 казаковъ при урядник? вы?хали на встр?чу Преосвященному Владык? на границу станичной земли къ ст. (станции) „Незлобной".
…
Зд?сь на просторной церковной площади собрались вс? (и старъ и младъ)—прихожане Богородице-Рождественской церкви и добрая половина - прихожанъ Покровской церкви. Площадь была полна народа, а въ церковной оград? трудно было и протолпиться. Церковная ограда вся была декорирована зеленью, національными флагами, в?нками изъ цв?товъ. Изяществомъ убранства отличались святыя въ оград? врата. На арк? были убраны н?жными цв?тами иниціалы нашего Владыки.
…
Вс? прихожане од?ты по праздничному. Молодежь со бралась съ букетами цв?товъ. Но вотъ р?дкій по искусству звонарь м?стный сл?пецъ, едва былъ изв?щенъ, что Преосвященн?йшій Владыка въ?халъ уже въ районъ прихода церкви Рождества Богородицы, ударилъ „во вся" и своимъ звономъ заставилъ радостно затрепетать сердца томительно ожидавшихъ прибытія Владыки людей. Владыко прибылъ къ святымъ вратамъ ограды въ 1/2 7 вечера. Зд?сь почетные старики станицы—гвардейцы, выд?ляясь изъ толпы народа своими блестящими мундирами, встр?тили Владыку съ хл?бомъ и солію и отъ лица станичнаго общества высказали прив?тствіе Владык?, прося Его Преосвященство вознести свои молитвы ко Господу о вс?хъ жителяхъ станицы, а наипач? о т?хъ, кто ушелъ въ д?йствующую армію на защиту Отечества, Царя и в?ры право славной. Владыка изволилъ милостиво благодарить прив?тство вавшихъ и, благословивъ ихъ, вступилъ въ церковную ограду, весь путь по которой до храма былъ покрытъ цв?тами,—какъ знакъ неописуемаго народнаго восторга-довольства отъ сознанія, что самъ Владыка—ангелъ Владикавказской церкви, Архипастырь—предстоятель, ходатай предъ Богомъ „о людскихъ нев?жествіихъ —прибылъ къ нимъ въ ихъ глухую станицу, укрывшуюся между горами, гд?-то въ берегахъ шумнаго горнаго ручья —р?чки „Подкумка“. Владыка вступилъ во храмъ полный народу. Даже трое хоръ биткомъ—были набиты православнымъ людомъ. Пришли во храмъ „полюбопытствовать" (выражаясь ихъ языкомъ) и сектанты. Преосвященн?йшій Владыка, по облаченіи въ архіерейскую мантію, просл?довалъ во св. алтарь, а оттуда, благо словивши народъ, взошелъ на стоящую среди храма архіерейскую ка?едру, гд? при общенародномъ п?ніи пасхальныхъ ирмосовъ изволилъ облачаться въ архіерейскія одежды. Было 7 ч. вечера, какъ по благословенію Владыки протодіаконъ возгласилъ: „востаните", а п?вцы: „Владыко, благослови". Началось всеношное бд?ніе. Стройное п?ніе 103 псалма п?вчими, мелодичное возглашеніе протодіакономъ великой ектеніи, общенародное п?ніе „Господи возвахъ“—необыкновенно умиляло молящихся. Но вотъ присп?ло время малаго входа. Священнослужители вошли во св. алтарь, оставивъ одного Владыку среди храма. О- ключарь вручилъ о. протодіакону св. Евангеліе и весь сонмъ священнослужителей началъ исхожденіе изъ св. алтаря с?верными дверями на средину храма къ Архипастырю. Преосвященн?йшій Владыка, истово ос?нивши себя крестнымъ знаменіемъ, приложился устами къ св. евангелію, взялъ въ руки дикирій и трикирій, а протодіаконъ возгласилъ: „премудрость прости". Въ это время заходящее великое небесное св?тило, склоняясь къ западу, осв?тило своими златоструйными лучами, сквозь отверзтыя западныя двери храма, чистенькій, злащенный святой иконостасъ, св. престолъ въ златотканной одежд?— съ сребро-злащенными священными предметами на немъ, и весь всобще храмъ наполнился обиліемъ св?та. Преосвященный Владыка, какъ бы воспользовавшись симъ явленіемъ природы, особенно воодушевленно восп?лъ съ священнослужителями, и ликами оть народа п?снь „Св?те Тихій". Это былъ неописуемый моментъ особаго подъема религіозныхъ чувствъ народа. Людіе то и д?ло ос?няли себя крестнымъ знаменіемъ,, умиленно смотр?ли на сіяющіе добротой, ласковостью Священные Лики Господа, Богоматери и Св. Божіихъ, изображенныхъ на св. иконахъ, и отдыхали душей.
…
По окончаніи всенощного бд?нія Преосвященн?йшій Владыка, од?вшись въ мантію, изволилъ бес?довать съ народомъ. Вотъ приблизительное краткое содержаніе сей бес?ды: „Въ вашей станиц?, говорилъ Владыка, два храма одинъ во Имя Рождества Богородицы, а другой во Имя Покрова Ея. Въ память двухъ событій изъ жизни Богоматери вы устроили храмы въ своей станиц?. Устройствомъ Двухъ храмовъ вы сами избрали Богоматерь Покровительницей и хранительницей своего селенія.
…
Благословивши вс?хъ, осмотр?вши ц?нныя св. иконы храма, ризницу, высказавши одобреніе церковному старост? казаку И. М. Перову за благол?піе и чистоту храма и осмотр?вши церковные документы, Преосвященный Владыка изволилъ направиться къ выходу изъ храма.
Едва только стопа святителя вступила за порогъ Св. храма и Владыка выступилъ на церковное крыльцо, какъ толпы народа, наполнявшія церковную ограду и иллюминованную разноцв?тными огнями площадь,съ небывалымъ воодушевленіемъ восп?ли п?снь Богоматери: „Къ теб? о Мати Пресвятая".... Три мальчика осв?щали бенгальскимъ огнемъ всю церковную ограду. Владыка, до—сел? ут?шавшій насъ своимъ богослуженіемъ, пропов?дію и постановкою общаго п?нія, теперь, видимо, самъ обр?лъ н?кое ут?шеніе.
Могучее всенародное воодушевленіе передалось и ему. Прослушавши до конца п?снь, безъ канонарха, безъ книгъ вс?ми проп?тую, Владыка узр?лъ воочію, что Лысогорская паства не только скорби Архипастырю, трудящемуся на нив? Божіей можетъ доставить, но и ут?шеніе. Владыка узр?лъ, что людіе им?ютъ уже навыкъ къ п?нію псалмовъ—кантовъ изъ Богогласника, тщатся о своемъ спасеніи, стоятъ на пути правомъ ,къ возрасту въ мужа совершенна"... Было 11 часовъ ночи. По дорог? на ночлегъ Владыка изволилъ пос?тить квартиру священника о. Іоанна Яковлева. Часть народа сопутствовала Владык?, восп?вая духовные стихи изъ „Слова жизни", остальные же богомольцы разд?лились на группы и стали по пути шествія Святителя. Едва сопуствующіе Владык? доводили Преосвященнаго съ п?ніемъ до одной группы народа, то вынуждались прекращать п?ніе своихъ стиховъ, такъ какъ новая группа людей какъ бы встр?чала Владыку своею духовною п?снею. Сопровождавшіе Владыку присоединяли свои голоса къ п?вцамъ и шли съ п?ніемъ дал?е, пока не встр?чали новую группу поющихъ „уже новую п?снь" и т.д.
Разстояніе пути, пройденнаго Владыкою при общемъ восторг? народа было свыше 200 сажень и народомъ было проп?то свыше 10 кантовъ. Везд? и во всемъ высказывалась благодарность Владык?, прибывшему въ станицу въ то время, когда люди, омраченные изв?стіями объ ужасахъ войны, особенно нуждались въ ут?шеніи со стороны Архипастыря. Не взрослыхъ п?вцовъ Владыка осчастливилъ раздачею имъ конфектъ, пирожнаго, а бол?е фруктъ, яблоковъ, грушъ, апельсиновъ, а взрослыхъ п?вцовъ Владыка благодарилъ за усердное изученіе духовныхъ п?сноп?ній. Испросивши еще разъ благословенія у Владыки, прихожане ст. Лысогорской мирно разошлись по своимъ домамъ.
Преосвященн?йшій Владыка пожаловалъ на ночлегъ въ квартиру о настоятеля Богородице-Рождественской цер¬кви. Зд?сь собрались вс? священнослужители, кои участвовали за богослуженіемъ и н?которые почетные прихожане. Вс?мъ гостямъ была предложена скромная вечерняя трапеза. Вс? были радостны, видя, что и святитель мило стиво разд?ляетъ общую трапезу.
По трапез? Владыка долго бес?довалъ съ м?стными священниками о лучшемъ устройств? приходской жизни, а рано утромъ 28 апр?ля, при колокольномъ звон?, оставилъ ут?шенною имъ станицу Лысогорскую и у?халъ въ Александрійскую для совершенія Божественной Литургіи. Благочестивыя женщины, мужья и братья коихъ теперь на войн?, умиленныя чтеніемъ ака?иста Преосвященн?йшимъ, въ благодарственную память о молитвахъ Владыки къ Божіей Матери, собрали уже 80 руб. (и еще соберутъ бол?е) на пріобр?теніе точной копіи съ Моздокской Иконы Богоматери.
На долго сохранится память въ народ? о 27 —омъ апр?л? радостномъ дн? пос?щенія Лысогорки Преосвященн?йшимъ Владыкою Антониномъ, и не забудется во в?къ.
Священник Павелъ Савицкiй.
Владикавказскія Епархіальныя В?домости.
XХI -й годъ изданiя, 15 сентября, 1915 г., № 18.
Распоряженія Епархіальнаго начальства.
Назначенія и перем?щенія.
Назначены: … Священникъ Покровской церкви ст. Лысогорской Іоаннъ Яковлевъ - настоятелемъ Рождество-Богородичной церкви той же станицы—2 сентября.
Яковлев Иван Яковлевич, священник.
(информация с сайта: https://pravoslavnoe...ru/person/8595/).
Дата рождения:
14.6.1891 или 1890 г. Место рождения: область Войска Донского, Таганрогский округ, слобода Амвросиевка
Дата смерти:
16.11.1937 г. Место смерти: Московская обл., Бутовский полигон
Образование:
духовная семинария.
Рукоположение / Постриг / Возведение в сан:
25.5.1914 г. - рукоположен во диакона.
Не позднее 1915 г. - рукоположен во священника.
Места служения / должности:
До 25.5.1914 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., г. Кизляр, Казанский собор, псаломщик.
С 25.5.1914 г. по 2.9.1915 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, станица Лысогорская, Покровская церковь, священник (сначала — диакон).
С 2.9.1915 г. по февраль 1933 г. - Владикавказская и Моздокская епархия, Терская обл., Пятигорский отдел, станица Лысогорская, Рождество-Богородичная церковь, священник, настоятель. Благочинный.
Награды:
1917 г. - право ношения набедренника, награжден за «усердную службу».
Преследования:
6.2.1933 г. - арестован;
10.9.1933 г. - осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ);
сентябрь 1933 г. – ноябрь 1937 г. - находился в заключении в Дмитровском исправительно-трудовом лагере. Работал счетоводом ремонтной базы участка «Соревнование» Центрального района;
15.11.1937 г. - приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу), по обвинению в «систематической контрреволюционной троцкистской пропаганде, распространении провокационно-клеветнических слухов о неизбежной гибели советской власти»
16.11.1937 г. - расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой
20.1.1961 г. - реабилитирован, по году репрессии: 1937 г.
Поделиться темой:
Страница 1 из 1