Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Георгиевская "Романовская" низшая ремесленная школа - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому

Свернуть Прикрепленные теги

Страница 1 из 1

Георгиевская "Романовская" низшая ремесленная школа История последнего, открытого до 1917г. учебного заведения Георгиевска Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 763
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 29 Ноябрь 2012 - 15:25

    В 1913 году в Георгиевске открывается низшая ремесленная школа, названная в честь только что отпразднованного в 1913 году 300-летия династии Романовых - "Романовской".
    Школа была основана в соответствии с Указом Николая II от 24 апреля 1895 г., которым были утверждены положение и штаты низших ремесленных школ (НРШ).
    Низшая ремесленная школа - учреждение Министерства Народного Просвещения Российской Империи, обучающее в течение 4-х лет мальчиков всех сословий, без различия звания и вероисповедания в возрасте от 13 до 16 лет (или при специальном разрешении педагогов - с 12 лет) после окончания ими начальных училищ разного рода ремеслам (столярному, слесарному, кузнечному и т.п), наряду с изучением общеобразовательных предметов, графических искусств и технологии изучаемых ремесел. Согласно исправленным штатам начальных ремесленных школ (25 марта 1902 г.) создавались школы с одним, двумя или тремя отделениями и, соответственно, с численностью в 40-60, 60-80 или 80-100 учащихся.
    Обучение в низших ремесленных школах всех учащихся и содержание большинства приезжих в пансионе (общежитие и питание) было бесплатным. Кроме того, все ученики обычно пользовались бесплатными пособиями по учебной части, бумагой, карандашами, перьями, ручками, резиной, чертежными и ремесленными инструментами в мастерской, ибо именно эта часть сметы финансировалась государством (равно как и содержание руководства школы). Другие расходы и пансион (возможный) содержался за счет различных местных организаций.
    Курс обучения был 4-летний: из них 3 года отводилось на изучение теоретических дисциплин совместно с прохождением практических занятий, а 4-й год всецело состоял из практической работы в мастерских.
    При поступлении родители писали заявление, где брали обязательство выполнять все требования учебного заведения (одевать по форме, не отвлекать излишними работами по дому и др.). От поступающих претендентов требовалось свидетельство об окончании начального училища. При отсутствии конкурса, претенденты принималась без экзаменов, но для них могли быть назначены проверочные испытания. Для лиц, не имевших названных свидетельств, при умении читать, писать, считать, сдавались вступительные экзамены по программе начальной школы (русский язык, арифметика, закон божий).
    В отличие от ремесленных училищ учебный план низших ремесленных школ был чуть проще в отношении теоретической подготовки: в учебном плане отсутствовали физика и геометрия, также меньше было отведено часов на остальные теоретические предметы; зато больше было отведено часов на практические занятия: - если в училищах в 1-3 классах на практику отводилось 72 часа в неделю, то в НРШ в этих же классах часов по плану было 90 часов в неделю. В остальных же вопросах низшие ремесленные школы были достаточно схожи с ремесленными училищами.
    В низшей ремесленной школе были уроки по следующим предметам:
- русский язык;
- арифметика;
- Закон божий;
- технология металла (слесарный и кузнечный курсы);
- технология дерева (столярный курс);
- черчение;
- рисование;
- счетоводство;
- практические занятия в мастерских.
    Как видно, курс обучения состоял из общеобразовательных и специальных предметов, а также практических занятий. В целом, общеобразовательные предметы представляли собой более углубленный и расширенный курс начального училища, причем обращалось внимание на их практическую направленность.
    На уроках закона божьего изучалась история церкви, православные праздники, обряды и многое другое. На этом предмете больше проявлялся воспитательный потенциал, так как он был направлен на формирование целостного человека, на воспитанность, мировоззрение учащихся. Надо отметить, что учащиеся-мусульмане от уроков закона божьего освобождались.
    Особое внимание во всех типах ремесленных учебных заведений уделялось графическим предметам. По значимости этот блок стоял на втором месте после ремесла. Например, в вопросе о переводе учеников преобладающее значение обычно имела успешность занятий по ремеслам, а затем по графическим искусствам.
    Занятия по графическим предметам проводились обычно отдельно, кроме того, на уроках технического черчения класс делился на группы по специальностям. На уроках геометрического черчения, кроме практических занятий, изучалась и теория предмета, а также вводились наиболее общие правила геометрии.
    Практическим занятиям в ремесленных мастерских за четыре года (или 40 месяцев обучения) посвящалось 16 месяцев. В первые месяцы обучения в мастерских внимание учащихся было направлено на ознакомление с инструментами, станками и оборудованием. Ученики присматривались к работам, осуществляемым старшеклассниками и мастерами. Постепенно учащихся первого класса привлекали к выполнению несложных ремесленных операций. К выполнению законченных работ «первоклассники» самостоятельно приступали во втором полугодии.


Прикрепленное изображение: Терский календарь на 1914, стр.54.JPG
Терский календарь на 1914, стр.54

Прикрепленное изображение: Терский календарь на 1915, стр.52.JPG
Терский календарь на 1915, стр.52

Прикрепленное изображение: Кавказский календарь на 1915, стр.313(ГеорРоманНизшРемесШкола-1год).JPG
Кавказский календарь на 1915, стр.313

Прикрепленное изображение: Кавказский календарь на 1916, стр.353-354(ГеорРоманНизшРемесШкола).JPG
Кавказский календарь на 1916, стр.353-354

Прикрепленное изображение: Кавказский календарь на 1917, стр.447-448(ГеорРоманНизшРемесШкола).JPG
Кавказский календарь на 1917, стр.447-448

Прикрепленное изображение: Кавказский календарь на 1917, отд. стат., стр.300-301(ГеорРоманНизшРемесШкола).JPG
Кавказский календарь на 1917, отд. стат., стр.300-301

    Как видно по самому первому упоминанию Георгиевской НРШ в Терском календаре за 1914 год, к моменту сдачи списков персонала школы в издательство были известны кандидатуры только на три должности - заведующего, законоучителя и учителя начальных классов (р/я и арифметика). Что, скорее всего, объясняется как раз тем, что НРШ была только что организована и летом 1913 года еще не было определенности в том, кто займет вакансии мастеров и врача.
    Кстати, на момент сдачи в 1913 году списков Георгиевской НРШ в издательство "Терского календаря", школе еще не было присвоено название "Романовской" в честь 300-летия Царствования Дома Романовых. Это произошло либо во второй половине 1913, либо уже в 1914 году.
     В Георгиевске Романовская НРШ была создана как школа с одним отделением и плановой численностью 40 человек. В 1915-1916 учебном году фактически обучалось 36 человек. Школа, скорее всего, успела сделать только один выпуск учащихся - в 1917 году. Выпуск мог составить примерно 9 - 10 человек.

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.
  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей