Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: "Дело Медокса" глазами очевидца - "первая редакция". - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

"Дело Медокса" глазами очевидца - "первая редакция". Из книги И.Л. Дебу "О Кавказской линии" 1829 г. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 01 Ноябрь 2011 - 17:34

    В командование Генерала Портнягина на Кавказской Линии 1812 года, случилось происшествие, имевшее для некоторых чиновников неприятные следствия.
    Среди смутных в то время для России обстоятельств явился в город Георгиевск один молодой человек, под именем Соковнина, яко бы Лейб-Гвардии Конного полка Поручика и Адьютанта Министра Полиции; он предъявил надлежащие документы, как бы от Правительства ему данные, на имя Гражданского Губернатора и в Казенную Палату. В тех бумагах он показывался нарочито посланным по Высочайшей Его Императорской воле, для набора войск из Черкес и различных племен Кавказского народа.. Для обмундирования же сего войска и отправления куда следует, яко бы поручено было сему Соковнину требовать деньги из Казенной Палаты.
    Бывший тогда на Кавказе Гражданским Губернатором Яков Максимович Брискорн, находился в жестокой, болезни, от которой чрез несколько дней скончался, и губерния лишилась в нем добродетельного и опытного чиновника. Посему дело о сформировании Черкесского войска поступило к Вице-Губернатору Врангелю, который, желая оказать в исполнении столь важного предприятия деятельнейшее содействие, приказал, вопреки мнению Советника Казенной Палаты Хандакова, без замедления выдать 10 т.р. Соковнину, как доверенной от Министра особе.
    Портнягин, соревнуя в сем государственном деле, зависящем более от военной части, нежелал явить усердия менее Вице-Губернатора: он тотчас склонил Князя Бековича Черкаского уговорить Кабардинцев к избранию и вооружению из собственного круга, сколь можно более, Князей и Узденей, и для предварительных на сие заготовление издержек обещал ать некоторую сумму денег. Князь Бекович приступил к сему со всем усердием, и, в ожидании награждения, употребил немалую сумму собственных денег для приготовления себя и товарищей к новой службе; от Соковнина деньги Черкасам были раздаваемы в Моздоке в присутствии Коммендантов и а их свидетельством: каждый Кабардинец для полного вооружения получал неболее пяти сот рублей. Замечательно, что Соковнин почти все десять тысяч казенных денег раздал Черкесам, неупотребив ничего в свою пользу. Одно только открытие ложного его предприятия уничтожило успех. Генерал-Майор Портнягин поручил также Султану Менгли-Гирею сделать подобный набор относительно за-Кубанских народов. Озабоченный, как нельзя более, он повез с собой мнимого Адьютанта Министра Полиции по крепостям Кубанской Линии. В Усть-Ладе обязал он Темиргойского владельца Мисоуста Айтекова постараться о наборе войска из за-Кубанцев, который обещал это и обнадежил. После того Генерал возвратился в Георгиевск, в ожидании событий, долженствовавших увенчать успехом ревностно принятые им меры. Между тем каждый из двух начальников военной и гражданской части, наперерыв заботились угощать, забавлять и лелеить сего мнимого чиновника; одни праздники сменяялись другими увеселениями и все, будучи в надежде на успех от набора Черкеского войска и занимаясь единственно сим предметом, казалось, забыли тягостное положение отечества, уже страдавшего от вторжения неприятеля. Может быть, все они действительно желали со всей искренностью способствовать намерению Правительства об усилении войска набором Черкеских наездников; может быть, действительно, никакая легкая кавалерия неприятельская неустояла бы против их стремления и удара: о жаль, что все это не иное что, как игра воображения предприимчивого юноши.
    Еще до отъезда Портнягина с Соковниным по крепостям на Кавказскую Линию, Советник Хандаков, желая оправдаться против Вице-Губернатора в том, что он не соглашался на выдачу казенных денег мнимому Адъютанту Министра Полиции, и недоверяя, чтоб столь важное дело формирования войска из Черкес могло быть поручено юному Офицеру, требовал официально обстоятельство сего дела с его мнением представить к МиниструФинансов. Таким образом донесение, подписанное всеми Советниками и самим Вице-Губернатором, было послано с естафетой в Санкт-петербург. Мнимый Соковнин, узнав о том и усматривая невыгодные для себя последствия, поспешил выпросить у Генерала Портнягина расторопного Портупей-Прапорщика для отправления с своими чрезвычайными донесениями к Министру Полиции. Его желание исполнили без замедления: Казанского пехотного полка Портупей-Прапорщику Звереву предписано было отправиться в действующую Армию, которая уже преследовала растроенного и бежавшего неприятеля. Посланный застал главную квартиру в городе Калише, и лично вручил вверенные ему депеши Министру Полиции. Неизвестно, что заключалось в бумагах Соковнина; но, кажется, признаваясь откровенно Министру во всем, он старался оправдать свои поступки рвением к пользе отечества, дабы чрез то избегнуть или смягчить заслуженное наказание. Невзирая на сомнительное свое положение, Соковнин нетерял присутствия духа; он даже уверял Генерала Портнягина, что в вознаграждение отличных его стараний о сформировании Черкеского войска, выпрашивает ему столовые деньги, как необходимые чиновнику, в звании Командира Кавказской Линии. При этом объявил за тайну, что он усматривает из вновь получаемых бумаг недоверчивость , на имя господина Врангеля приходящие с естафетой, перехватывали и передавали ему Соковнину. Таким средством он думал предупредить угрожавшее себе несчастие и выиграть время для получения ожидаемого ответа от Министра Полиции, на милость которого он довольно надеялся. Но последствия разрушили сию окончательную хитрость. По прошествии некоторого времени с полученной почтой сия комедия получила развязку. Главнокомандовавший в Санктпетербурге Генерал Вязмитинов, узнав из донесения Министра Финансов о явившемся на Кавказской Линии нового рода самозванце, предписал его немедленно задержать и отправить под строгим караулом в столицу. Это было в точности исполнено.
    В последствии времени оказалось, что сей мнимый Лейб-Гвардии Конного полка Поручик и Адьютант Министра Полиции Соковнин был не иной кто, как сын держателя Московского благородного собрания, Медокса. В наказание за безрассудный поступок он посажен в Петропавловскую крепость. Розданные им казенные деньги были возвращены по надлежащему; прогоны, выданные Портупей-Прапорщику Звереву, уплачены Генералом Портнягиным, а сумма 10 т. выданная из Казенной Палаты, уплачена Вице-Губернатором Врангелем.
О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. Собранные Действительным Статским Советником и Кавалером Иосифом Дебу с 1816 по 1826 год.- СанктПетербург, в типографии Карла Крайя, 1829, стр. 178-183

0

#2 Пользователь офлайн   gen_genich 

  • Майор
  • PipPipPipPipPipPip
  • Группа: Журналисты
  • Сообщений: 146
  • Регистрация: 28 Январь 12
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 29 Январь 2012 - 00:55

Кавказский хлестаков
Анна МАРТЫН

    В конце 1812 года в Кавказской губернии произошло практически невероятное событие. 28 декабря в Кавказскую Казенную палату обратился молодой человек, назвавшийся адъютантом министра полиции, поручиком лейб-гвардии конного полка Саковниным. Данный субъект потребовал выдать ему десять тысяч рублей государственными ассигнациями и две тысячи рублей серебром "по случаю препорученного ему экстренного дела".
    В подтверждение своих полномочий он предъявил предложение министра финансов Д.Гурьева от 24 ноября того же года, в котором палате предписывалось немедленно по требованию поручика Саковнина отпустить "все нужные ему суммы денег, числа коих по экстренности сделанного ему поручения означить невозможно". Если же денег в казне окажется меньше, чем потребует Саковнин, предлагалось выдать ему три четверти запрошенной суммы, а о недостающих средствах срочно донести министру финансов с нарочным курьером.
    Вероятно, Казенная палата отказала поручику в выдаче денег, потому что в тот же день в нее поступило предложение вице-губернатора Врангеля, в котором он просил Палату выделить деньги Саковнину и сообщить ему о результатах.
Обсудив ситуацию, Казенная палата дала указание Георгиевскому уездному казначейству выдать Саковнину десять тысяч ассигнациями.
    В то же время советник Казенной палаты Иван Хандаков предложил направить министру финансов донесение о произведенной выдаче денег и уточнить, следует ли и впредь производить выдачу денег поручику, тем более что 9 января Саковнин потребовал выдачи еще восьми тысяч рублей.
    15 января был получен ответ министра финансов с требованием срочно доставить в Министерство предписание Саковнина, поскольку "Палата сама теперь видеть может, что такового предписания от министра не было и даже при канцелярии министра финансов никакого отделения экстренных дел не состоит и никогда не состояло". Предлагалось также через губернское правление незамедлительно отыскать мошенника.
    И вот 24 марта в журнале Казенной палаты появилась запись о том, что мнимый адъютант министра полиции Саковнин отправлен с нарочным чиновником в Санкт-Петербург.
    В результате этого происшествия вице-губернатор Врангель был отстранен от должности, а Главнокомандующий на Кавказской линии генерал-лейтенант Ртищев распорядился как можно скорее вернуть в казну десять тысяч, истребовав их от вице-губернатора Врангеля и от тех членов Казенной палаты, которые участвовали в "противозаконном отпуске сумм и не донесли своему начальству".
    Эта поучительная история представляет интерес для многих нынешних российских (да и не только) чиновников, которые зачастую принимают решения без опасения быть наказанными. А вот если бы и сегодня чиновники "отвечали" за последствия своих поступков личными сбережениями!
"Ставропольская правда", 9 октября 2002 г.

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.
  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей