Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Илья Радожицкий "Дорога от реки Дона до Георгиевска" - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому

Свернуть Прикрепленные теги

Страница 1 из 1

Илья Радожицкий "Дорога от реки Дона до Георгиевска" Очерк о поездке на Кавказ Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 27 Сентябрь 2011 - 14:43


НАШЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный очерк - пока единственное, не фрагментарное описание Георгиевска в бытность его губернским городом.

Прикрепленное изображение: Илья Тимофеевич Радожицкий_2.jpg
    Александров есть небольшой городок в окопе с большим предместием, или станицею с садами. Здесь большой пруд, хорошая плотина и мельница. В городе есть трактир для пристанища проезжающим.
Отсюда начинаются военные предосторожности. До Георгиевска на пространстве 79 верст по дороге расставлены козачьи пикеты для предохранения от набега разбойников со стороны Кавказа. По ночам не позволяют никому ехать и важные транспорты препровождаются с легким конвоем.
Местоположение отсюда опять идет плоскою, открытою равниной до Георгиевска и далее до самой подошвы Кавказа.<стр.361>    Наконец, недоезжая 15 верст до Георгиевска и 3 версты до станции Александрии, представляется самый лучший вид всего хребта и Ельборуса в полном блеске красоты его.<стр.365>    Георгиевск с близ лежащей при нем станицей кажется издали большим городом, но в самой сущности состоит из крепосцы, двух предместий и слободки; всего до 300 домиков; посему жителей не более полуторы тысячи. Говорят, город был значителен до 1809 года; но когда пожар истребил большую его часть, с тех пор не может поправиться. Впрочем в крепосце есть каменные, изрядные строения: дом Губернатора, присутственные места, арсенал, гоубвахта, и проч. также каменные ряды лавок. Жители вообще стеснены постоем военных и гражданских чиновников и служителей; но, как говорят, в предположении Правительства есть перевести Правление в Ставрополь, то посему и не умножается строений. Город расположен на возвышенной равнине при соединении двух речек Кумы и Подкумки, протекающих по низкой долине.
    Все припасы для жизни здесь дешевы. Хлеб и между мещанами употребляется более пшеничный. Есть довольно степной дичины: фазанов и стрепетов [птица из семейства дрофиные величиной с курицу]. Вино обыкновенное по 8 рублей ведро красное Кизлярское, на подобие Шато-ла-фита, за которое с подделкой, может быть, и продается в России. В лавках есть всякие Европейские товары и не высокой цены; чаю, сахару и кофею довольно. Азиатских товаров, кроме Черкесских бурок, почти никаких нет. Купцы большей частью Армяне; Русских очень мало.
    В городе встречал я несколько природных жителей здешних Татар, приезжающих из отдаленных деревень для покупки товаров. Вид их неприятный: угрюмые, загорелые лица под широкими, мохнатыми шапками; одеты в серых полукафтанах с патронами на грудях, перепоясанные кривыми саблями или с кинжалами. По одиночке не ходят, но по два и четыре вместе.
    Это мирные дикари. Приезжают на тощих, поджарых лошадях; большей частью сами покрыты с плеч длинными бурками, которые во время скачки развеваются, и тем увеличивая воинственный вид, кажется, предохраняют их от удара пики и сабли. С неудовольствием смотрят они на наши ружья со штыками и на всех военных. Они-то, говорят, недавно нападали на проезжающих по ночам и даже днем; но когда учредились везде по дорогам козачьи пикеты, и взяты прочие меры для укрощения их, тогда они стали смирнее и страна безопаснее.
    Здесь в окрестных станицах по линии много живет Татар, отправляющих службу наравне с нашими козаками и употребляемых в экспедиции против горских разбойников. Главный промысел их и богатство состоит в скотоводстве. Зажиточные Татары имеют от 5 до 10 и 15 тысяч овец. Кроме проса не сеют никакого иного хлеба. Просом питаются сами и кормят им же лошадей своих. Одежды неимеют порядочной; ходят неопрятно. Важнейшая особа у них есть Мулла или духовная особа Магометанского исповедания; он ходит в белой чалме и в зеленом кафтане; за поясом у него вместо кинжала медная продолговатая чернильница, а в кармане кипа бумаги; ибо он у них служит Священником, Судьей, Нотариусом и писарем, все вместе.
    Мне случилось здесь видеть Татарскую пляску, как один надувал в сипелку, а прочие ударяя в ладоши припевали: гай-да, гай-да! иногда протяжным, а иногда скорым тактом. Под эту дикую музыку один плясун коверкался, подпрыгивая на разные стороны, и стараясь, как можно более, выламывать внутрь свои ноги и становиться на носки и пальцы. Чем проворнее мог переплетать ногами и труднее становиться на пальцы, согнувшись и устремляя на это все свое внимание; тем пляска почиталась превосходнее. Иногда плясун махает рукой для учащения коданса, и прикрикивает с визгом, продолжая такую работу до тех пор, покуда пот покатит градом с бритого лба; тогда поклонится зрителям скинув шапку, и другой заступает его место: пляска более исступленная, дикая, нежели характерная и выразительная.
    Жители в Георгиевске живут довольно весело. Я удивился, когда нашел в здешнем благородном собрании до 30 дам, и до 40 кавалеров из служащих военных и гражданских чиновников. Такая публика слишком многолюдна для города, где жителей всего не более полуторы тысячи. Впрочем здесь нет той нарядности и блеска, коими отличаются благородные собрания больших Российских городов, потому что нет здесь модных торговок и Французских магазинов.
    В благородном собрании здесь случалось мне видеть несколько Аманатов, взятых из старшин Кабардинских, Осетинских и прочих горских бунтующих поколений. Все дети, мальчики от 7 до 15 лет довольно миловидные; есть белолицые и красавцы. Все они бритые и в пестрых полукафтанчиках. Подобных им я видел неоднократно на театре в Азиатских балетах славного Дидло. - Забавно смотреть, как иные малютки, еще не обжившиеся глядят из подлобья угрюмо, будто сильные враги, и кажется, готовы б резаться; иные же веселы и разумеют довольно по Русски. Для рассеянности им позволяют быть в собрании; они любят музыку и некоторые для удовольствия публики сами пляшут по своему. Для них заведена в городе школа, где они обучаются Российской грамоте. На содержание получают по 60 копеек в сутки, и по мере укрощения семейств, из коих взяты, освобождаются. - Жаль смотреть на малюток, разлученных от отцов и матерей в залог усмирения их буйства. Но, кажется, всякий дикарь должен укротиться, видевши с каким попечением берегут и лелеют его детище; стараются из зверя обратить в человека. Нет, дикая свобода для них милее кроткой зависимости, приобретение собственности грабежом льстит более искусству и силе. Искаженная совесть их находит мнимое оправдание в том, что будто бы Бог, давши всем народам земли и средства для жизни, только их, говорят они, поселил в бесплодных ущельях гор с тем, чтобы они содержали прочих в страхе, и пользовались бы от них достоянием - так и последняя шайка разбойников имеет о себе высокое мнение! так глубоко проникла нравственная порча!
    Наконец от Георгиевска до горячих ключей или до Константиногорска остается 40 верст - предел странствия для ищущих исцеления...<стр.373>
Отечественные записки, СПб, Типография Плавильщикова, №15, 1823


0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.
  

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей