Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»: Материалы по истории поселка Терского - Исторический форум г. Георгиевска «Вера и Память»

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1

Материалы по истории поселка Терского Документы и прочие источники по Терскому лепрозорию Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 15:22


Из книги Валентины Медведевой В. "Я - прокаженная", Георгиевск, 2003
Глава 1. Ариша ПромовендоваНебольшая казачья станица Александрийская лежит вдоль реки Кумы, которая летом почти пересыхает, но зато весной бывает полноводной.
В апреле 1895 года Кума затопила окрестности Александрийской пашни и огороды, добралась до самых Дебрей, шумевших уже много веков своим девственным лесом.
К концу месяца вода спала. Ласково пригревало солнце, на дорогах появилась пыль. Весело в Дебрях защебетали птицы, строя новые и оправляя старые гнезда. Мост, унесенный Кумой в начале месяца, был восстановлен. Об этом позаботился священник александрийской церкви Дмитрий Промовендов. Церковь стояла на окраине станицы, окруженная зелеными ветками акаций и кустами, давно непрореженной сирени.
Сегодня к ней отовсюду шли и ехали миряне и стар и мал. Сидели, на медленно двигающихся подводах бородатые казаки. Нескончаемым потоком через мост ехали из окрестных сел мужики. То и дело выскакивали из-за домов стайки босоногих ребятишек. Они облепили ограду церкви, шумели. Сегодня на них здесь не кричали, не называли голытьбой и безштанниками. Ведь ныне богоявленная суббота перед большим праздником. Завтра день Пасхи.
В храме уже полно народу. Опоздавшие занимают места в ограде. Толкаются, ссорятся, крестят поспешно лбы и снова ссорятся.
Подъехали две цыганских кибитки. Из-под полога, как из мешка, высыпали цыганята. Выпрыгнули, наряженные в широкие пестрые юбки цыганки. Бородатые цыганы несли перед собой гладко обструганные доски, на которых возвышались ярко раскрашенные цветным пшеном куличи.
Прихожане расставляют кошелки и корзинки. Разворачивают полотенца, а то и просто тряпицы и достают оттуда всякую снедь: хлеб, колбасу, сало, крашеные яйца, лепешки, соль, куличи. Особенно высокие и раскрашенные куличи у цыган. Рядом с одним огромным куличом на дощечке, лежит румяный, зажаренный целиком в русской печке, поросенок. Во рту у него алеет яйцо.
Следующая подстилка принадлежит молодой казачке. Она, оглядевшись по сторонам, проворно достала из кармана своего передника узорчатый поясок, расшитый шелковыми нитками и положила его около кулича, на чистое полотенце. Пусть посвятится. В нем она будет венчаться. Чтобы жизнь ее была счастливой и светлой. Чтобы не бил ее возлюбленный мокрой верёвкой, только за то, что она будет его бабой, за то, что не во время подхватила за уздечку взмыленного коня, когда он, ее кучерявый казак, заедет на двор после скачек, устроенных его товарищами на выгоне, по ту сторону обмелевшей за лето Кумы.
Звали казачку Параня. Девушка лет семнадцати, стройна и высока, с ярким здоровым румянцем во всю щеку. Её большие черные глаза смотрели по сторонам, но тщетно. Не было с нею сегодня любимой подруги, и Параня терялась в догадках, что задержало ее. С детских лет Параня любила Аришу. Теперь это была стройная белокурая девушка, с большими голубыми глазами, ярко очерченными губами и мягким, нежным овалом подбородка. По-доброму завидовала Параня ее толстой тугой косе.
Начали святить куличи. Из церкви вышел священник, отец Ариши. Высокий, со светлой окладистой бородой. 0н шел, взмахивая кадилом, и брызгая веничком на всё съестное. Веник обмакивал в ведро со свяченой водою, которое все время подставлял ему услужливый церковный сторож Митрофаныч, много лет служивший в этой церкви. Позади них молодые служки попарно за ручки несли огромные корзины. Корзин было шесть. В них складывали пожертвования те миряне, которые уже посвятили свои продукты и тут же, сворачивал подстилки, быстро уходили за ограду.
Окончив ритуал свячения, священник зашел во храм божий. Надо отдать последние указания, завершавшие сегодняшние обязанности церкви.
К десяти часам утра все было окончено. Можно идти домой разговляться. Выпить рюмку домашнего вина, закусить жирным жареным гусем, а то и поросенком, поставленным на середине стола на деревянном блюде.
Выйдя на свою улицу, он вдруг вспомнил, что так и не увидел на празднике свою любимицу — дочь. Священник заторопился и вскоре был у своей калитки. Ему открыл работник, небольшой худенький старикашка, с жиденькой рыжей бородкой. На глазах у него были слезы.
"Что?" — немой вопрос выражало лицо священника.
- Занемогла она, голубка наша. Сказывают, жар большой и говорит невпопад как-то. Лихоманка приключилась. - заголосил Митрич.
Мигом, вскочив на деревянное крылечко, священник открыл дверь в прихожую, служанка, низко наклонив голову, пропустила его в горницу. Дойдя до Аришиной светлицы, он услышал плачи причитания матушки.
Ариша лежала на широкой деревянной кровати. Лицо ее было неестественно красным, взгляд устремлен в потолок.
Отец склонился над дочерью. Веки сильно припухли, что-то несвязно бормочет, только слов нельзя разобрать. А губы-то, губы — сплошные крупные водянки!
Подле кровати на коленях стояла матушка. Она старалась напоить Аришу свяченой водой, но ту бил такой озноб, что матушка никак не могла влить ей в рот воду из маленькой фарфоровой чашечки. Увидя мужа, матушка поднялась с пола и припала мокрым лицом к его груди.
- Пошлите скорей за доктором. — сказала она и заплакала пуще прежнего. Священник вышел из светлицы. В прихожей стоял Митрич.
- Митрич, запрягай Карего и гони к доктору Гюберту в Георгиевск, я дам к нему письмо. — Глотая слезы, вытирая платком покрасневшие глаза, еле выговорил священник.
Прочитав письмо, Иван Иванович приехал к больной. Едва Митрич остановил лошадей, отец Дмитрий подбежал к коляске. С мольбой в голосе, он протянул к доктору свои руки:
- Иван Иванович, дорогой, помоги скорее, дочь моя единственная погибает.
Доктор спрыгнул с подножки коляски, взял в руки свой саквояж и вслед за сгорбившимся и плачущим, сухо, по-мужски, священником вошел в светлицу.
Ариша так же лежала в постели, разметав по подушке густые волосы. Даже не повернула головы в сторону доктора. Осмотрев Аришу, Иван Иванович достал из саквояжа порошки и положил их на столик.
- Поить её этим лекарством три раза в день. Сделайте настой из калины и давайте вместо воды в теплом виде. От этого жар спадет. Болеть она будет, по всей вероятности долго. Я буду приезжать, когда пришлете коляску.
Жар спал только через две недели, но Ариша жаловалась на ломящие боли конечностях. Лицо ее становилось неприятного синюшного цвета. Кожа над бровями блестела, как стеклянная. На губах из водянок образовались корки. По всему телу появились различной формы высыпания.
Диктор часто навещал больную, но Ариша поправлялась медленно. Только через полгода она встала с постели. Могла выходить на улицу, но старалась, чтобы ее никто не видел. На щеках появились рубцы, а кое-где язвочки с гнойными корками. Надбровные дуги остались утолщенными. Брови почти высыпались. На руках искривились мизинцы. Почти ничего не осталось от ее былой красоты.
Во время богослужения в церкви, священник всегда внимательно следил за прихожанами и давно заметил среди них мужчин и женщин с обезображенными лицами и теперь понял, что его дочь похожа на них. Раньше он равнодушно смотрел на больных, а теперь стал их подсчитывать. О своих наблюдениях священник рассказал доктору Гюберту и пригласил его в одно из воскресений в церковь.
Иван Иванович приехал рано утром. Отпустив коляску, он подошел к самой ограде и остановился у калитки.
Служба ещё не началась. Люди неторопливо входили в калитку и, перекрестив лоб, проходили в узкую дверь храма.
На каменном порожке перед дверью сидел нищий. Он подобрал под себя ноги, а скрюченными пальцами рук удерживал перед собой алюминиевую кружку, в которой звякало несколько монеток.
- Подайте юродивому. – повторял он сиплым голосом одну и ту же фразу.
Иван Иванович подошел поближе, к самому порогу, чтобы получше рассмотреть его лицо. В глаза бросилась синюшность щек и сглаженность носогубной складки. На выпуклых покрасневших глазах отвисали нижние веки. Нос искривлен. С нижней губы постоянно капала слюна.
— Сомнений нет, - подумал Гюберт — это прокаженный.
Стоя у порога церкви, Иван Иванович следил за всеми, кто проходил в дверь храма. Внимание его привлекли две старушки. Одна из них была слепа. Шла осторожно, опираясь на руку другой, зрячей, ноги которой шлепали в голеностопных суставах. Лица их тоже были обезображены.
В храме началась служба. Двор совсем опустел, только нищий сидел по-прежнему на пороге. Иван Иванович подождал немного и, убедившись, что больше никто не придет, вошел в храм. Народу было много и он с трудом протиснулся поближе к алтарю. Отсюда повернувшись вполоборота, можно было получше рассмотреть лица прихожан.
Перед самым окончанием службы, Иван Иванович вышел во двор. Под высоким раскидистым деревом у самого забора стояла узенькая скамеечка. Гюберт сел на нее и стал дожидаться священника. После долгого стояния на ногах, да еще в душном храме, особенно приятно было посидеть на свежем воздухе в тени деревьев. Легкий ветерок обдувал вспотевшее лицо. Доктор прислонился головой к дереву и закрыл глаза. Так просидел он минут десять.
Наконец, дверь храма распахнулась и люди, спускаясь с порожек направлялись к калитке. Дойдя до нее, они поворачивались лицом к храму, крестили лоб и удалялись. Вот уже все вышли из храма. Скоро из церковных дверей вышел священник. Одет он был в ту же ризу, в которой проводил службу. На груди, как всегда висел большой серебряный крест на золотой цепочке крупного плетения. Обут он был мягкие матерчатые туфли. Иван Иванович встал со скамеечки и пошел ему на встречу.
— Дождались? – спросил священник, когда Иван Иванович приблизился к нему.
— Дождался, наконец. — сказал врач, вставая со скамейки.
— А я, правду сказать, и сам сегодня еле-еле выдержал службу. Все за Аришу тревожусь. – он с нескрываемым волнением всматривался в глаза доктора, пытаясь прочесть в них приговор дочери. — Сегодня, Иван Иванович, они не все пришли. Слово "они" он сказал с ударением.- Их можно всех вместе увидеть только по большим праздникам, когда всяк старается попасть в церковь, — и пояснил с печалью:
— Ходить им трудно и показываться на люди, я думаю, они не любят. – Доктор помедлил и, не пряча глаза, твёрдо проговорил: - Я видел сегодня четыре человека. Это без сомнения, прокаженные.
И после паузы добавил:
- Дочь ваша будет пятой.
Отец Дмитрий сделал два шага вперед и остановился, не в силах дальше двигаться. Любого удара он ждал от судьбы, когда заболела Ариша, только не такого. Он умоляюще посмотрел на Ивана Ивановича. Лицо его изобразило жалкую гримасу, по щекам покатились слёзы.
— Не надо Дмитрий, это удар судьбы. Приемли его равнодушно.
Потом уже мягче спросил:
- У вас в роду не было таких страдальцев?
Священник молча покачал головой.
Гюберт помог старому другу опустится на скамью: того не держали ноги, потом продолжал:
- К сожалению, эта болезнь в медицине является белым пятном. Этиология её неизвестна. Мы знаем лишь то, что она заразна и неизлечима. Вы священник и должны понять — нельзя, чтобы Ваша дочь находилась вместе с вами.
Отец Дмитрий вздрогнул, опустил голову, скрывая слёзы.
- Люди перестанут вам верить. Станут вас бояться. Аришеньку придётся изолировать.
- Как изолировать?- поднял священник голову, но не скоро из-за слёз встретился с глазами друга.
- В тысяча восемьсот девяносто четвертом году по инициативе медицинского совета был принят вопрос о создании приюта для прокажённых.
Помолчал какое-то время я, потом добавил:
- Но пока нет такого участка земли, где бы можно было сделать постройки, выделить пашни, пастбища. Такие больные встречаются и среди служивых войска казачьего в Терской области. Пока их отправляют домой. А дома жены, дети. Недопустимо им жить в своей семье. Один выход: людей пораженных проказой надо изолировать от здорового населения. Создать им условия для нормальной жизни. Проказа протекает трудно, мучительно и долго. Не месяцами, не годами, а десятилетиями.
Доктор положил руку на плечо священника.
- Поверьте, не рад приносить людям такие вести, а тем более Вам.
Гюберт приложил правую руку к сердцу и низко поклонился священнику. Потом помог ему подняться, осторожно взяв его под локоть. Коляска, запряженная парой лошадей стояла в тени акаций. Митрич сидел на облучке, готовый тронуться в путь. Как только доктор и священник устроились на сидении, он взмахнул кнутом над головой и лошади понеслись по пыльным улицам Александрии. У дома священника Митрич остановил лошадей. Гюберт спрыгнул с подножки и, поддерживая отца Дмитрия, помог ему опуститься сойти на землю.
Священник хотел, чтобы доктор еще раз осмотрел Аришу, но тот отказался:
-Я не зайду к вам сегодня, пусть Митрич отвезет меня домой я спешу. Это не каприз, поймите меня. - и быстро вскочил в коляску.
Однажды, субботним вечером, когда вся прислуга была отпущена домой, в светлицу к Арише пришли батюшка и матушка. Ариша сидела за столиком, читала роман. Увидев родителей, она положила книгу на край стола. Недоброе предчувствие закралось в ее душу. Никогда папа и мама не приходили к ней вместе в такой поздний час. Никогда она не видела опухшего от слез лица матери. Отец тоже выглядел растерянным. Чувствовалось, что он не может скрыть волнения. Матъ стала за ее спиной, положила свои руки на плечи доченьки. Отец сел на стул напротив. Ариша боялась пошевелиться. Она чувствовала, что предстоит трудный разговор. Она давно замечала, что родители стали задумчивыми, настороженными, ласковоснисходительными к ней. Видела перемену в них и боялась ее. И вот то, что они сейчас здесь вместе, не предвещало добра. Вглядевшись в лицо отца, она поняла, что он не спал ночь. Веки глаз его припухли.
- Наберись терпенья и выслушай нас, — осторожно начал отец, — ты серьезно и безнадежно больна. Сейчас пока нет таких лечебниц в Терской области. Доктор сказал, что они обязательно будут. Как только откроется приют для таких, как ты больных я сразу перевезу тебя туда. Там, возможно вас поселится много, а сейчас ты должна уехать в монастырь. — Он тяжело вздохнул.- Жить будешь в отдельной келье. Никто из твоих, подруг не должен знать, где ты находишься, а я буду навещать тебя.
Ариша побледнела. У нее сразу пересохло во рту. Она вскочила со стула и, повернувшись к матери, припала лицом к ее груди. Мать обняла ее за плечи, тоже содрогаясь в рыданиях. Отец продолжал сидеть за столиком, закрыв лицо руками. Сквозь пальцы его текли слезы...
Через три дня, простившись с родителями, Ариша уехала в монастырь.
После отъезда дочери, священник станицы Александрийской Дмитрий Промовендов, написал письмо епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру, где просил поддержать его инициативу, в создании колонии для прокаженных.
Жители станицы Александрийской поддержали своего священника. Общественная сходка жителей состоялась 2-го июля 1896 года, где было решено: безвозмездно отвести пятнадцать десятин земли для будущей колонии и собрать необходимые средства для ее постройки. Место под лепрозорий определил священник и смотритель. Они же руководили и строительными работами.<...>

0

#2 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 16:02


Владикавказские Епархиальные Ведомости №8, 1896, стр.38-39
    В "Московских Ведомостях" (№65) напечатано следующее письмо к издателю.
    М.г. - По поводу письма, напечатанного газетой "Новое Время" в № 7155 г-жи Рончевской, о прокаженных в Терской области, считаю не лишним сообщить о них подробные сведения, которые покорнейше прошу редакцию "Московских Ведомостей" поместить на страницах своей газеты.
    В Терской области издавна имеется среди населения значительное число прокаженных, так что еще в 60-х годах текущего столетия явилась нужда в постройке отдельной больницы для этих несчастных, которая и существовала до 70-х годов в ст. Наурской. В это же время, в силу уверения тогдашней медицины в незаразительности проказы, больные были распущены и самое здание, в котором помещались прокаженные, было обращено в обыкновенную больницу.
    Однако, дальнейшее изучение проказы привело к убеждению современных врачей, что поименованная болезнь весьма заразительна и совершенно не излечима, почему медицинский департамент в настоящее время обратился к начальнику Терской области с просьбой доставить подробные сведения о прокаженных в пределах вверенной ему области и указать место. где, по его мнению, более удобно основать колонию для прокаженных.
    Сначала Терское областное управление предполагало основать колонию для прокаженных около женского Георгиевского монастыря, но, по собранным мной лично сведениям на месте, это оказалось невозможным, в виду того, что с одной стороны, монастырь сам не имеет достаточного количества земли, а с другой, он расположен в такой местности, которая изобилует злокачественными лихорадками и потому в климатическом отношении совсем неудобна. Тогда было решено остановиться на ст. Наурской, о чем и будет областным правлением своевременно донесено. вместе с другими требуемыми сведениями, медицинскому департаменту.
    Но в виду того, что проказа в Терской области, как достоверно известно местному епархиальному начальству, по преимуществу распространена в ст. Подгорной и Александрийской Пятигорского отдела, - там, независимо от предполагаемой колонии в ст. Наурской, по количеству больных существенно необходимо иметь для прокаженных приют. Станицы эти расположены в шести верстах одна от другой, почему с удобством могли бы помещать прокаженных в приюте ст. Александрийской, избавляя остальное население от заразы ужасной болезнью. Общества их очень желают подобного приюта, но не имеют к постройке его надлежащих средств. Посему это дело для своего осуществления нуждается в частных доброхотных пожертвованиях, на которые, нужно надеется, откликнутся добрые люди, ибо по одной лишь заметке вышеупомянутой г-жи Рончевской ко мне поступило уже более 200 руб. в пользу прокаженных. Новые пожертвования благоволят также адресовать или на имя епископа Владикавказского и Моздокского, или на имя Владикавказской духовной консистории.
    Покорнейше прошу другие газеты перепечатать это письмо.
Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский.

0

#3 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 16:32


Владикавказские Епархиальные Ведомости №14, 1896, стр.71-72
О постройке приюта для прокаженных в ст. Александрийской Пятигорского отдела.    Определением Епархиального Начальства, состоявшимся 18-28 июня, для заведования постройкой приюта образован особый Строительный Комитет под председательством местного священника Михаила Жукова в составе следующих лиц: священника ст. Подгорной Дмитрия Промовендова, областного врача Василия Городновского, заведующего станицей офицера Л.Прокопова, техника В.Алексеева, станичного атамана и местных жителей: М.Русанова, В.Шурыгина, Ф.Попова, С.Скопцова и Д.Бешкурова. Приют предположено построить на 40-45 человек. В настоящее время заготовляется необходимый для постройки материал, а самая постройка будет начата тотчас же по утверждении Областным Начальством приговора Александрийского станичного сбора об отводе необходимого для постройки участка земли.
    На означенный предмет вновь поступили пожертвования от следующих лиц: от А.Мевиуса из Харькова 5 р.; от неизвестного из гор.Владикавказа 100 р.; от Асафа и Екатерины Блиновых из Нижнего Новгорода 200 р.; от неизвестного 3 р.; от Н.С.С. из г.Мурова 2 р.; от неизвестного 5 р.; от полковника Федорова из г.Праснышева Плоцкой губ. 3 р.; от неизвестного из Москвы 3 р.; от В.Гассавского из м.Бялыновичи Могилевской губ. 3 р.; от неизвестного из г.Тифлиса 2 р.; при отношении Директора Кавказских минеральных вод собранные в кружку пред иконой, находящейся в большом Пятигорском провале, 100 р.; от неизвестного 2 р.; от В.Н. из Петербурга 100 р. и от Астраханского мещанина Фишера 10 р.; итого 538 р., прежде поступивших 5436 р., а всего 5974 рубля.

0

#4 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 17:13


Владикавказские Епархиальные Ведомости №16, 1896, стр.76-77
Приговор общественного сбора ст. Александрийской Пятигорского отдела.
Приговор сей утвержден по журнальному постановлению Терского Областного Правления, состоявшумуся 29 июля сего года с тем, чтобы земля, которая имеет быть отведена под устройство указанного в нем приюта для больных проказой, по прежнему оставалась собственностью Терского казачьего войска и входила в юрт (владение) ст. Александрийской и находилась в пользовании сего приюта лишь до тех пор, пока этот последний будет существовать. Августа 2 дня 1896 г. Гор. Владикавказ. Советник В.Чугай. Делопроизводитель П.Семенов.
    1896 г. июня 2-го дня. Мы, нижеподписавшиеся, выборные Александрийского станичного сбора, Пятигорского отдела, Терской области, в присутствии должностных лиц Станичного Правления, из числа 57, имеющих право голоса на общественном сборе, быв сего числа на оном в числе 43-х человек, на основании пункта 1 и 2 ст.14 и при соблюдении ст.13 и 16 Положения об обществен. управл. стан. казачьих войск, Высочайше утвержд. 3-го июня 1891 г., слушали: читанное нам предписание г. Атамана Пятигорского отдела от 24 мая с.г. за №10736 относительно выделения 15 десятин земли для проектируемой колонии для больных проказой и об ассигновании денежного пособия из общественных сумм для первоначального устройства и для дальнейшего существования означенной колонии.
    По выслушании сего предписания и посоветовавшись между собой, мы с общего нашего согласия постановили: в виду предстоящих капитальных расходов из общественных сумм, а именно: постройки церкви-школы, здания для Станичного Правления, общественного моста через реку Куму, плотины для отвода Невольки чрез станицу из р.Кумы, капитального ремонта приходской школы и кладбищенской каменной ограды, - выделить для проектируемой колонии для больных проказой пятнадцать десятин в том месте, где начальство найдет удобным, без возврата, чем именно и ограничить наше участие как в первоначальной постройке, так равно и в дальнейшем существовании вышеозначенной колонии, в том и подписуемся. Следуют подписи.


0

#5 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 17:45


Владикавказские Епархиальные Ведомости №17, 1896, стр.83
Высочайшее пожертвование    Ее Императорское Величество, Государыня Императрица Мария Федоровна соизволила пожертвовать на устройство приюта для прокаженных в ст. Александрийской 400 р.; по сообщении о сем Высочайшем пожертвовании жителям станицы, по просьбе последних, движимых глубочайшей благодарностью к Государыне Императрице, тотчас же отсужен был молебен о здравии и долгоденствии Ее Императорского Величества.

0

#6 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 19 Сентябрь 2011 - 19:49


Владикавказские Епархиальные Ведомости №21, 1896, сс.287-290
Посещение Преосвященейшим Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским,
станицы Александрийской 14-го октября 1896 года.

    Три раза Александрийская станица имела счастье встречать своего Архипастыря, Преосвященнейшего Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского. От всех этих трех посещений у нас осталось много воспоминаний, потому что каждый раз Владыка не оставлял без своего сердечного архипастырского наставления. Беседы его производили всегда самое глубокое впечатление. Особенно это следует сказать относительно поучения, сказанного Владыкой в последнее его посещение наше станицы.(*)

    "Вот уже третий раз мы посещаем вашу станицу,- говорил архипастырь, - и как раньше мы не оставляли вас без своего архипастырского наставления, так не оставим вас без него и теперь.
На станицу Александрийскую с некоторых пор обращено большое внимание: она ведома и другим местам и городам, она ведома даже столицам. Но, к глубокому сожалению, следует сказать, что свою известность станица Александрийская получила по очень печальному обстоятельству. Есть у нас несчастные, одержимые печальной болезнью, есть у нас страдальцы, которые претерпевают страшные мучения. Вы, конечно, догадываетесь, о ком мы говорим. Эти ваши больные - прокаженные. Добрые люди узнали об этих ваших больных и поведали о них другим, чтобы вызвать помощь несчастным. Поэтому-то станица Александрийская уже более года далеко известна многим.
    Проказа - болезнь древняя и о ней грамотные из вас могут прочитать и в святом Евангелии. На благодарственном молебне читается евангелие об исцелении Спасителем десяти прокаженных мужей. Они стали издалече и не смели приблизиться, потому что такие страдальцы у евреев изгонялись из общества здоровых. У матери отнимали детей, у детей - родителей, у сестры отнимали брата, у брата сестру. Куска хлеба не подавали этим несчастным, а бросали, подобно животным. Спаситель сжалился над прокаженными и послал их к священникам, говоря: "идите и покажитесь священникам". На пути к ним прокаженные получили исцеление.
    Спаситель исцелял прокаженных; но человеческих средств, излечивающих проказу, не существует; не было еще таких рук, которые могли бы очистить прокаженного. И потому прокаженные страдают до конца своей жизни; надежды на выздоровление у них нет.
Добрые люди откликнулись на призыв о помощи этим страдальцам, и, вот, теперь стекаются к нам пожертвовании, на которые мы намерены построить у вас колонию для прокаженных.
    К счастью, прокаженных у вас сравнительно с народонаселением не много: во все Терской области на несколько сот тысяч жителей имеется, быть может несколько десятков прокаженных. Но если мы обратим внимание на самих себя, посмотрим в свою душу, то увидим, что и мы - прокаженные, и именно прокаженные душевно. Один из нас болен гордостью, другой тщеславием, третий корыстолюбием: иной предается блуду, иной пьянству. Все это - проказа душевная. Но есть и Лекарь, лечащий его, есть и место, и средства лечения. Лекарь - это Господь наш Иисус Христос; место лечения - храм Божий; средства - святые таинства. Для нашего душевного врачевания мы должны с сокрушением и умилением раскаяться в своих прегрешениях; потом мы получаем очищение от своих грехов в таинстве покаяния и, наконец, сподобляемся принять в себе Тело и Кровь Христовы.
    Помогая телесно прокаженным и молясь о них, мы не должны забывать и о своей душевной проказе. Прокаженный телесно, может быть, здоров душевно. Ему здесь в жизни ничего не остается; он более нас думает о загробной жизни, о царствии небесном и поэтому душевная проказа может его и не коснуться. Но мы, здоровые телесно, - прокаженные душевно; поэтому, повторяем, мы особенно должны заботиться о врачевании душевной нашей проказы.
    Пребывайте же верными сынами св. православной церкви; внимайте наставлениям ваших законно-поставленных пастырей. Особенно всячески избегайте тех обществ, которые собираются будто бы во имя Христово, а на самом деле - во имя своих лжеучителей. Эти лжеучители также прокаженные душой и они стараются заражать и других. Избегайте этой заразы.
    Да благословит вас Господь Бог и да подаст вам здравие душевное и телесное. Сего желает вам Архипастырь."


    В глубоком внимании мы выслушали слова своего Архипастыря. Оно было сердечно, просто и понятно всем, но в то же время оно было и сильно,так как было сказано с замечательным выражением и сердечностью. Наконец, самый предмет поучения Владыки, страдания прокаженных, близко нам знаком и у некоторых присутствующих в храме есть прокаженные родственники. Поэтому не удивительно, что многие из нас со слезами слушали архипастырское наставление.
    Посмотрел я в это время на вдову прокаженного священника о.Максима Макарова, А.Макарову... Боже мой, какие горькие слезы она проливала. Припомнилась ей, должно быть, ее тяжелая, безотрадная жизнь: вспомнила она, должно быть, о своем умершем муже, который 7 лет мучался проказой, подумала, должно быть, она и о том, что вот уже 18 лет дочь ее, Мария, мучится в той-же болезни: как же ей тут было не заплакать?!
    К этому надо прибавить, что матушка Макарова существует лишь на епархиальное пособие; правда ей еще отчасти помогает наш причт, отчисляя в пособие ей один процент из своей братской кружки. Но этого мало: 70-ти летней старухе самой приходится носить воду и все делать и в тоже время ухаживать за своей прокаженной дочерью. О таком ее тяжелом положении я потом имел счастье доложить Его Преосвященству, и Владыка обещал ей оказать материальную помощь.
    Надеюсь, что и многие из наших духовных собратий также не откажутся помочь матушке Макаровой: помощь для нее крайне необходима. Вспомним, что и наши семейства может постичь такая же несчастная участь.
    Кроме того, Владыка обещал еще помочь прокаженному семейству Шумаковых, существующему на средства местного церковно-приходского попечительства и добрых людей.
Да, много горьких слез осушит Владыка своей помощью прокаженным; обещание-же и намерение его выстроить для них колонию вселяет в нас радостную надежду, что участь наших больных будет обеспечена.
Если Владыка пожелал нам всем здравия душевного и телесного; то и мы молим Бога, чтобы он даровал силы и здоровье нашему Архипастырю, столь необходимые для его плодотворной деятельности.
(*)(Поучение это записано мной так, как я его запомнил)                                                Священник Алексей Одинцов.
Ст. Александрийская
1896 г. октября 16


0

#7 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 20 Сентябрь 2011 - 16:10


Владикавказские Епархиальные Ведомости №7, 1897, стр.40-41
От Российского Общества Красного Креста.    С Высочайшего соизволения Августейшей Покровительницы Российского Общества Красного Креста Государыни Императрицы МАРИИ ФЕДОРОВНЫ при всех кассах учреждений Общества Красного Креста открыт сбор пожертвований для устройства в Империи колоний, в которых будут призреваться под покровительством Красного Креста прокаженные.

0

#8 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 20 Сентябрь 2011 - 17:19


Владикавказские Епархиальные Ведомости №8-9, 1897, стр.148-149
Закладка приюта для прокаженных в ст. Александрийской, Пятигорского отдела.    Председатель Комитета по постройке приюта для прокаженных в ст.Александрийской, свящ. Михаил Жуков рапортом от 27-го марта сего года донес Его Преосвященству, что 25 марта в ст.Александрийской торжественно освящено место под колонию для прокаженных и совершена закладка первого здания, - флигеля для служащих будущей колонии. На означенном торжестве, по приглашению Комитета, присутствовали: и.д. благочинного 3-го округа священник Николай Погуляев и священник станицы Подгорной Димитрий Промовендов. На место постройки колонии из приходской церкви был совершен крестный ход, который сопровождало множество народа с общим пением во всю дорогу (около шести верст) церковных песнопений. Пред началом молебствия и по окончания онаго священнослужителями были сказаны приличествующие торжеству речи. В настоящее время постройка приюта деятельно продолжается.

0

#9 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 13 Декабрь 2011 - 15:47


Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1898, стр.6
Архипастырское благословение.    Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение купчихе г. Владикавказа Вере Емельяновне Ситовой за пожертвование для часовни при колонии прокаженных в ст. Александрийской двух икон в серебряных ризах.


0

#10 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 13 Декабрь 2011 - 15:58


Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1898, стр.28-32
Открытие и освящение колонии для прокаженных
вблизи станицы Александрийской, Владикавказской епархии.

    В жизни прокаженных Терской области совершилось важное и благодетельное для них событие: 29 декабря [1897 года] Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским, открыта и освящена колония вблизи станицы Александрийской.
    Еще в 1893 году, в первое посещение станицы Александрийской, Владыка обратил свое благостное внимание на несчастных прокаженных этой станицы. Тогдашнее положение их без преувеличения можно назвать ужасным и отчаянным. Физические страдания больных, при их наружном безобразии, отягчались бедностью и нищетой. Нередко терпели они голод и постоянную нужду в уходе за собой. Ужасный вид больных и признанная в Слове Божием и медицинской науке заразительность болезни отвращали от них не только чужих, но и близких родственников. Поэтому многие больные были предоставлены сами себе. Что они претерпевали и переносили, познать это постороннему человеку трудно и даже невозможно. Для облегчения тяжкой участи прокаженных Владыка вознамерился устроить для них отдельный дом, а впоследствии и целую колонию, когда по предложению г. начальника области, местное станичное общество назначило 15 дес. земли. Испросив разрешение Святейшего Синода, Его Преосвященство сделал воззвание о пожертвованиях для устройства колонии.
    Так как в благотворителях на св. Руси никогда не ощущалось, нашлись таковые и для этого дела, и с 1896 года стали поступать на имя Его Преосвященства денежные пожертвования от разных лиц и различных мест. Первый пример подала всегда сердобольная Августейшая Родительница Государя Императора, Государыня Мария Федоровна, пожертвовав на будущую колонию 400 рублей. Много также содействовала в приглашении к пожертвованиям г. Рончевская.
    По обычному законному порядку был учрежден из местных духовных и светских лиц строительный комитет, вскоре приступивший к устроению благодетельного для больных учреждения. Постройка производилась, по мере поступления средств, в виде отдельных флигелей в две комнаты для четырех больных. Дело велось так тщательно и экономно, что на небольшие сравнительно средства (около 15 тыс. руб.), поступившие на имя Его Преосвященства, устроено шесть флигелей из саманного кирпича, под черепичной крышею в 12 комнат для 24 больных, большое кухонное здание, баня, кирпичный дом для лиц администрации и часовня, своим благолепным видом превосходящая многие храмы закавказского храма и осетинских селений Терской области. Часовня состоит из двух отделений с особыми входами: собственно часовни, как молитвенного места для прокаженных, и покойницкой для умерших.
    Радуясь быстрому устроению колонии, Владыка вместе с тем тревожно задумывался о средствах содержания оной. В этом отношении Владыке предполагал оказать свое содействие г. начальник Терской области, всегда с особым вниманием относящийся к предприятиям, имеющим значение общей пользы, посоветовал Владыке передать колонию в ведение администрации Терской области. Предложение это Владыка принял с радостью, считая дальнейшую судьбу колонии обеспеченной от всяких случайностей. Думая по этому призревать в колонии прокаженных и других селений Терской обл., стали строить здания в большем, чем требовалось для местных нужд станицы, количестве.
    Когда устройство колонии совсем почти закончилось. из медицинского департамента, в ответ на ходатайство начальника области, последовало извещение о намерении министерства устроить для прокаженных больных областей Донской, Кубанской и Терской две колонии: одну для христиан около Ростова н/Д., другую для магометан около Владикавказа. Вследствие такого распоряжения судьба Александрийской колонии представляется ныне в печальном виде, так как совсем не имеется средств для содержания 14-ти прокаженных, уже поступивших в колонию. Остается единственная надежда на помощь от общества Красного Креста и частную благотворительность; пока же больные содержатся на скудные средства, от постройки колонии оставшиеся. Если надежда на помощь от общества Красного Креста оправдается, судьба колонии без сомнения улучшится, однако не настолько, чтобы не нуждаться в частной благотворительности.
     Освящение колонии совершил сам Владыка лично. Прибыв в 10 1/2 час. утра 29 декабря в станицу Александрийскую, Его Преосвященство проследовал в станичную церковь, где, после обычной встречи, обратился к народу с поучением о всемирном значении Рождества Христова. Обозревая религиозно-нравственное состояние нынешних христиан, Владыка с прискорбием говорил, что между ними есть такие, религиозно-нравственное состояние которых хуже, чем было у язычников, современных Рождеству Христову. Люди эти - хлысты, заблуждениями коих заражены некоторые жители станицы Александрийской. Продолжительное поучение Владыки все слушали с напряженным вниманием, не ослабевавшим до конца; по временам из среды слушателей раздавались тяжкие вздохи. Во время преподания Архипастырского благословения, в церкви шло общенародное пение. Чтобы дать возможность присутствующим в храме быть и при освящении колонии, отстоящей от станицы за 5 верст, Его Преосвященство замедлил свой отъезд на 1 1/2 часа. Погода была холодная и пасмурная, снег в большом количестве покрывал землю. Вообще вид был мрачный и унылый. В колонии, по прибытии Владыки, оказалось до тысячи народа, дрожавшего от холода. Терпение русского замечательно. С самого раннего утра многие терпеливо оставались на холоде, в открытой снежной степи, и никто не подумал уйти в станицу, не дождавшись освящения. Чтобы сделать всех участниками духовной радости, Его Преосвященство, несмотря на чувствительный холод, чин освящения воды совершил под открытым небом. В совершении молебна участвовали один протоиерей, пять священников и два диакона. По желанию Владыки, к слушанию молебна были допущены и несчастные виновники совершавшегося торжества, прокаженные в числе 14 человек (5 мужч. и 8 жен.). Вид больных производил самое тяжелое и неприятное впечатление. На лицах их можно было наблюдать разрушительный процесс болезни в разных ее стадиях. У одних на щеках и лбу сильно уже развились меднокрасные пятна, у других пятна перешли в раны, начинающие изъязвляться; у двух больных кожа на лице сухая с трещинами и глубокими морщинами, вид этих больных мрачный и озлобленный. У некоторых о месте носа можно только догадываться по расположению соседних органов - глаз и рта; между утолщенными веками едва заметны глаза с мутной роговицей и начинающейся атрофией глазного яблока. У некоторых кисти рук распухли и поражены глубоко проникающими язвами.
    По совершении молебного пения, Его Преосвященство обратился к народу с воодушевленной речью, в которой сравнивал нынешнее положение прокаженных с положением древних больных и отношением к ним общества. Усматривая великую разность, объяснял оную чудодейственной силой христианской любви. Обратившись к прокаженным, убеждал их терпеливо переносить свое несчастье, так как терпением достигается спасение (Лук, 21, 19). Всех вообще больных Владыка благословил иконой св. великомученика Пантелеимона, имеющую для Его Преосвященства особую цену, как дар преданных ему алтайских миссионеров. Каждый больной получил на память от Его Преосвященства икону новоявленного угодника Божия Святителя Черниговского Феодосия. Коленопреклонно выражали несчастные обитатели колонии свою благодарность благостнейшему Архипастырю за облегчение их горестного положения. С умилением и радостью, какая возможна в их тяжком положении, разошлись они в свои помещения. За ними последовал и сам Владыка для окропления зданий освященной водой. Последнее намерение Владыки было неожиданно не только для духовенства, но и для народа. Предполагали, что Архипастырь, утомленный дальней поездкой и продолжительным служением, поручит последнее священнодействие какому либо священнику; но Владыка, всегда являющий в лице своем пример самоотверженного исполнения долга, остался верен этому примеру и в данном случае, окропляя св. водой небезопасные для здоровых помещения прокаженных больных. Переходя от одного здания к другому, Его Преосвященство терпеливо, не выражая неудовольствия, шествовал, погружаясь до колен в сугробах снега.
    Здания колонии чисты и светлы, просторны и удобны, и производили бы вполне приятное впечатление, если бы не представлялся умственному взору несчастный вид обитателей оных.
    В деле устройства колонии принимали деятельное участие священники: служивший ранее в станице Александрийской о. Д. Промовендов, который и обратил внимания Архипастыря, во время его поездки по епархии, на несчастное положение прокаженных, и ныне служащий М. Жуков.

    В заботах о средствах существования колонии Владыка, не предполагая быть на Новый год в Владикавказе, прислал из ст. Александрийской пастве послание, в котором, приветствуя паству с Новым годом, делился с ней радостью по поводу благополучного окончания устройства колонии для прокаженных и приглашал к посильным пожертвованиям на нее.-"Следуя древнему доброму обычаю, служащему выражением христианской любви, - говорилось в послании, - приветствую Владикавказскую мою паству с наступившим новым годом. Молю Господа, да дарует Он каждому из нас новые силы к возрастанию, укреплению и усовершенствованию нас в духовной жизни; да укрепляет между нами единство и братское согласие, но более всего - христианскую любовь,- этот венец и совокупность всех добродетелей Евангельских.
    "Благодарю Господа Бога, что Он даровал мне радость закончить истекший год благословением и освящением тех приютских зданий, которые служат плодом истинной христианской любви к ближним. Разумею колонию для прокаженных.
    "Сегодня мною совершено освящение этой колонии при огромном стечении народа, пришедшего сюда за 5 верст по глубокому снегу, дабы вместе с несчастными своими братьями и сестрами о Христе возблагодарить Господа Бога, призревшего на мольбу и воздыхание страдальцев и средствами благотворителей устроившего им покойный приют.
    "Нужно видеть умиление и слезы радости, чтобы понять, как глубока, искренна и сердечна молитва, возносимая этими страдальцами за всех своих, неведомых им благодетелей!
    "Но как не велико благодеяние для прокаженных в устройстве для них приюта, забота о несчастных страдальцах не может этим ограничиться. Является неотложная нужда в содержании больных, и содержание это, по изменившимся обстоятельствам, пока в зависимости будет от благотворений благотворящих.
    "Средств для содержания больных ныне очень мало. По этому я снова обращаюсь с просьбой к своей пастве: первый день нового года освятите новым добрым делом, - окажите страдальцам, вашим братьям и сестрам о Христе, свою посильную помощь! И Господь Бог, на Которого вы возлагаете свои надежды, благословит ваши благие намерения и желания Своим небесным благословением!"

    Присутствовавшие в соборе откликнулись на просьбу Архипастыря: сбор дал порядочную сумму, которая кстати является подспорьем к содержанию больных.
    Надеемся, что и духовенство епархии внемлет просьбе Архипастыря и, проникнувшись сознанием важности созданного дела, силой своего пастырского слова найдет у своих пасомых посильную лепту для поддержания вновь открытой колонии для прокаженных.


0

#11 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 13 Декабрь 2011 - 18:32


Владикавказские Епархиальные Ведомости №5, 1898, стр.85-86
Из ст. Александрийской (Пятигорского отд.).
    Все зарегистрированные прокаженные ст.Александрийской, каковых числилось 16 человек, выселились в колонию; из них двое умерли и погребены мной на кладбище колонии, неподалеку от часовни. Колония еженедельно посещается как мной, так и другими членами комитета; при посещениях больные расспрашиваются , не имеют ли они заявить каких либо жалоб о своих нуждах; но таковых до сих пор еще заявлено не было,- напротив, бодрый и веселый, если только так можно выразиться, вид больных, сравнительно с прежним, свидетельствует о полном их довольстве. Грамотным из больных мной розданы книги, пожертвованные Четвериковой; получившие книги читают их не только сами для себя, но и для других неграмотных, больных, которые приходят к ним слушать чтение.
    С переселением в колонию в больных не стало наблюдаться бывшего прежде у них озлобления и нетерпимости друг к другу; отношения между ними стали чисто братские: более здоровые ухаживают за менее здоровыми, и это делается без всякого понуждения к тому; женщины не отказываются мыть белье для мужчин, а эти последние оказывают услуги, где могут женщинам; приносимые больным кем либо из родственников припасы как съестные, так и другие, делятся получившим таковые побратски между всеми больными. Такая заметная перемена в настроении больных произошла, по моему мнению, от сносного устройства их быта и человечного к ним отношения здоровых. пример которого подал нам наш Архипастырь, за которого ежечасно больные возносят свои горячие молитвы к Богу, как за своего благодетеля, облегчившего не только телесных их страдания, но и душевные.
Священник В.Жуков (верно Михаил Жуков)

0

#12 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 30 Январь 2012 - 16:22


Владикавказские Епархиальные Ведомости №2, 1899, стр.19-23
Обозрение Преосвященнейшим Владимиром Епископом Владикавказским
и Моздокским, церквей вверенной Его Преосвященству Епархии.

    С 8 числа на 9 октября [1898 гола] Его Преосвященство, Преосвященнейший Владимир, в час ночи изволил выехать из Владикавказа для обозрения церквей 3 и 4-го благочиннических округов Владикавказской епархии.
    9 октября в 7 часов утра поезд прибыл на железнодорожную станцию Незлобную, где Преосвященнейший Владыка был встречен Благочинным 3-го округа, свящ. Н. Погуляевым, священником ст. Незлобной О.А. Полянским-Кедровым [Александр Андреевич], представителями от общества станицы Незлобной и служащими при станции. Народ, узнавший о прибытии Преосвященного Владыки, наполнил платформу, благоговейно и почтительно обнажив головы, кланялся и принимал благословение от святителя, шедшего из вагона в вокзал.
    Пробывши в вокзале около 20 минут и преподавши всем Архипастырское благословение, Владыка отбыл в свое детище - колонию для прокаженных, ту самую колонию, которую Владыка в декабре 1897 года, не смотря на крайне неблагоприятную погоду, сам ездил освящать и здания которой окроплял сам, ходя почти по колена в снежных сугробах. Эта колония, вызванная к жизни Преосвященнейшим Владимиром, поддерживается, исключительно, благодаря энергии, неутомимым заботам и неумолкающему слову, в котором Владыка призывает к любви и милосердию не только чад своей епархии, но и отдаленных жителей православной России.
    В колонию Владыка прибыл около 9 часов утра и был встречен в доме, построенном для администрации духовенством Александрийской станицы и членами комитета по заведыванию колонией. Принявши хлеб-соль, благославивши всех, осведомившись о состоянии колонии, о церковных службах для несчастных больных, Его Преосвященство поспешил с словом утешения к страждущим, собравшимся в часовне. Призреваемых прокаженных было 15 человек. Грустную и тяжелую картину представляли собой несчастные страдальцы. Часовня поместительна; но они сбились в тесную группу, прижались к стене и, тесня друг друга, старались стать поодаль от всех. Видно, что их преследует мысль об отверженности, в виду их страшной, заразительной и неизлечимой болезни. Хорошо, видно, они помнят, что в станицах от них убегали даже ближайшие родственники. Но-здесь то и явил себя Владыка истинным миссионером-апостолом. К тем, от кого все бегут, кого удалял от себя даже избранный богом Израиль, к кому не решаются близко подходить даже друзья и родные, к тем Владыка, движимый чувством любви, подошел близко, как он подходит ко всем своим духовным детям; подошел с любовью и состраданием, что ясно отражалось в глазах Владыки, подернувшихся блеском слез, при виде несчастных, что было слышно в звуках голоса и тоне речи. Да; за этими ужасными заразительными телами Владыка видел вверенные ему Богом души, которые он должен вести ко спасению, души скорбные, безнадежные, в которые он хотел пролить радостный луч утешения.
    Преосвященный Владыка обратился к страдальцам со словом; оно непередаваемо. Такое слово может излиться только из глубины сердца доброго, тронутого видом ужасного несчастья. В голосе, в тоне речи, во всем, слышалось искреннее сострадание, теплота чувства, задушевность и любовь. Больные, слушая Архипастыря, плакали; но не у одних больных глаза оросились слезой. Слово Владыки, западая в сердце, исторгало слезы и у присутствующих. Жаль, что в мертвой букве не передается тембр голоса, тон речи, управляемой сердцем. Мы передадим, приблизительно, мысли слова Владыки.    
"Я прибыл сюда, чтобы дать вам благословение и утешение. Смотря на вас, пораженных столь тяжкою болезнью, я вспомнил судьбу многострадального Иова, который был богат, славен и счастлив; но все - на время. Надо было испытать Иова, но испытываются люди в несчастьях, потому и ниспосланы были Иову страдания. (Следовало подробное изложение судьбы Иова). Иов из богача стал нищий, из здорового - больной, как и вы. За городом, на куче гноя, - вот где нашел себе место праведник!
    Когда все есть, есть и друзья, а придут несчастья, где они? - Их нет. И лежит Иов один, в струпьях, ранах, никого нет возле него. Правда, пришли и друзья, но говорили с ним издали и своим укором причинили новую скорбь.
    Вы впали в ту же тяжкую болезнь, что и Иов; но вы в лучшем положении. О вас позаботились неведомые вам добрые люди. Благодаря любви христианской, вы имеете дома, пищу, одежду и присмотр. Не забывайте и того, что Иов был благочестив, а мы - грешники. Кто без греха, если и один день жизни? Никто. Потому, если мы наказываемся скорбями и болезнями, то по заслугам. Праведный Иов страдал. Что же, роптал ли он? Завидовал ли? Ни слова ропота и зависти. Приходит жена и, вместо того, чтобы утешить, говорит: ропщи. Нет, говорит праведник: Господь дал, Господь и взял; нагим я вышел из чрева матери моей, нагим возвращусь и в землю. Да будет благословенно имя Господне. Молча страдал праведник, и не только не роптал, а благословлял Бога.
    Вот за терпенье-то Господь Бог и ниспослал Иову блага земные. Иов снова стал богат, славен, имел дочерей и сыновей. Но этого мало. Человек умрет, земные блага остаются здесь, а Иов заслужил больше: - благо вечное, вечное спасение. И вот, тысячи лет уже прошли, а мы знаем и прославляем многострадального праведника.
    Горя в этой жизни, юдоли плача, много: беды и скорби различны. Ниспослано бедствие и вам; вы поражены ужасной, неизлечимой болезнью; но болезнь ваша - ко спасению. Благочестивые люди, когда постигает их скорби, говорят: "Слава Богу, что послал Бог несчастье". Так должны поступать и вы. Если вы не будете роптать и завидовать, но со смирением перенесете бедствия, то обнаружите подвиг терпения; ваше страдание будет полезно для вас. Можно страдать и без пользы, когда человек ропщет, завидует, раздражается; но, если человек "терпит", то это подвиг, а увенчается он на небе.
    Утешайтесь скоротечностью всего земного. Болезнь - временна; и ваши страдания временны. Приберет Господь,- тогда вечное спасение.
    Пользуйтесь этим временем, как временем спасения. Золото очищается в огне, а человек - в скорбях и страданиях. Воспользуйтесь своим положение. Как ни тяжка ваша жизнь, но для спасения вы в лучшем условии, чем здоровые. Те должны заботиться о жизни, о хлебе насущном, о жилищах; а у вас все есть; вам все дано; у вас осталась теперь только одна забота - о спасении души; вы можете все время употребить на молитвы, чтение Слова Божия и богомыслие."
Обратившись к больным женщинам, из которых некоторые держали на руках грудных детей, пьющих проказу с молоком своих несчастных матерей, Преосвященнейший Владыка сказал им:    
"Вы, женщины, утешайтесь воспоминанием о Матери Божией, которая страдала у креста. Помните, что ни одна женщина не страдала так, как она, Пречистая, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, когда видела свое возлюбленное чадо - Христа, на кресте руки распростершего; тогда оружие прошло сердце Ее. Тем более, вы, грешницы, страдайте, искупляйте свои грехи, молитесь, готовясь к царству небесному. Терпите все, здесь постраждайте, а там восприимете благое."
    Плакали больные, слушая задушевное, теплое назидание Владыки, каждое слово которого было согрето сердечным состраданием и сочувствием. Текли слезы у больных и орошали их лица, покрытые страшными язвами; блеснула слеза и у присутствовавших здоровых, так как Владыка произнес слово голосом, в каждом звуке которого слышалось глубоколюбящее и сострадающее сердце, тронутое видом несчастных.
    Преосвященный Владыка благословил больных и утешил новым утешением: давал каждому целовать свою Архипастырскую руку. Больные сначала не решились целовать руку Святителя, так как уже привыкли к тому, что от них все сторонятся, но видя, что Владыка, исполненный любви и сострадания, не боится их, прокаженных, не боится заразы, но самоотверженно приблизился и дает им руку, целовали, а отходя плакали; плакали от радостного сознания, что и они не отвержены, не забыты своим Святителем. Все эти моменты нельзя было смотреть без слез на несчастных прокаженных, которые плакали и от горя, и от радости вместе. Болезнь без надежды на лучшее будущее - их горе; любовь и искреннее сочувствие Владыки - их радость; и, тронутые до глубины души, они земно поклонились своему Архипастырю и, действительно, отцу.
    Грамотным больным Преосвященный Владыка роздал книги религиозно нравственного содержания.
    Предложивши пищу духовную, Преосвященный предложил больным и пищу телесную. Он роздал больным больным по свертку чаю и сахару, отдал и хлеб, поднесенный Владыке членами комитета, заведующими колонией для прокаженных.

0

#13 Пользователь офлайн   Диакон В.Шалманов 

  • Староста
  • Перейти к галерее
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 60
  • Регистрация: 14 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 05 Март 2018 - 23:47

Владикавказские епархиальные ведомости (?). Январь 1907 г.

Благодарность жертвователям
В церковь Терской лепрозории вдовою Анастасией Ивановной Золотаревой пожертвовано: серебряное кадило стоимостью сорок рублей и пасхальный трикирий в двадцать пять рублей. На рапорте местного священника о сем 30 декабря последовала резолюция Его Преосвященства такая: «Сердечное спасибо жертвовальнице».

0

#14 Гость_nata770_*

  • Группа: Гости

Отправлено 26 Октябрь 2023 - 22:55

Просмотр сообщенияДиакон В.Шалманов (05 Март 2018 - 23:47) писал:

Владикавказские епархиальные ведомости (?). Январь 1907 г.

Благодарность жертвователям
В церковь Терской лепрозории вдовою Анастасией Ивановной Золотаревой пожертвовано: серебряное кадило стоимостью сорок рублей и пасхальный трикирий в двадцать пять рублей. На рапорте местного священника о сем 30 декабря последовала резолюция Его Преосвященства такая: «Сердечное спасибо жертвовальнице».


Здравствуйте. Скажите пожалуйста, где можно посмотреть оцифрованные метрические книги за 1910-1911 года в церкви ст.Александрийской?
Не могу зарегистрироваться на этом сайте, ответьте на имейл, пожалуйста. sonata3103@gmail.com

0

#15 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 30 Октябрь 2023 - 10:35

Просмотр сообщенияnata770 (26 Октябрь 2023 - 22:55) писал:

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, где можно посмотреть оцифрованные метрические книги за 1910-1911 года в церкви ст. Александрийской?
Не могу зарегистрироваться на этом сайте, ответьте на имейл, пожалуйста. sonata3103@gmail.com


Церковь ст-цы Александрийской относилась к Владикавказской епархии. Все документы по ней и другим церквам Терской области попали в грузинские архивы, где они и сохранялись. По крайней мере в 10-х годах информацию оттуда получали.
0

#16 Гость_Юрий Колесников_*

  • Группа: Гости

Отправлено 19 Февраль 2024 - 11:06

Владикавказскія
Епархiльныя Ведомости
XVII годъ изданiя
1911 год, 15 апреля, № 8


Терская лепрозорія. Такъ какъ Терская лепрозорія расположена вдали отъ населенныхъ местъ, въ степи, то жизнь служащихъ и больныхъ лепрозоріи тяжела, однообразна и особенно она неприглядна въ серые осенніе и зимніе дни, когда положительно приходиться замирать въ виду того, что постоянныя сильныя бури съ густыми туманами или снежной пылью не даютъ никакой возможности иметь сношеніе съ окружающимъ міромъ. И вотъ после пережитой трудной зимней жизни неожиданно для всехъ обитателей лепрозоріи выпалъ счастливый денекъ—это въ среду 16 марта, который сразу всехъ воодушевилъ и заставилъ сбросить всю тяжесть съ души, накопившуюся за суровую зиму, день этотъ ознаменовался посещеніемъ лепрозоріи Его Преосвященствомъ Епископомъ Пятигорскимъ Арсеніемъ.
Уже 10-го марта было въ лепрозоріи всемъ известно, что Его Преосвященство имеетъ намереніе пріехать въ лепрозорію причастить прокаженныхъ больныхъ, всемъ была пріятна эта весть, но съ трудомъ ей верилось, такъ какъ у больныхъ сложилось мненіе, что ихъ боятся.
Въ знаменательный день 16-го марта и природа отнеслась сочувственно къ лепрозоріи, серые туманные дни сменились яснымъ солнечнымъ утромъ.
Въ 9 часовъ 30 мин. утра на Султановскомъ разъезде, где ожидали Епископа, прогуделъ свистокъ пассажирскаго поезда, который привлекъ вниманіе обитателей лепрозоріи и все начали готовиться къ встрече Его Преосвященства. Въ 9 часовъ 50 мин. утра его Преосвященство уже подъехалъ къ дому заведующаго лепрозоріей доктора Гюберта, смотрителя и классныхъ фельдшеровъ лепрозоріи.
При входе въ домъ жена смотрителя встретила его Преосвященство съ хлебомъ и солью.
Зайдя въ пріемную комнату, Его Преосвященство провелъ 20 минутъ въ беседе съ заведующимъ о прокаженныхъ больныхъ и вообще о жизни въ лепрозоріи, а потомъ направился въ храмъ, где его встретилъ на паперти трогательною речью священникъ лепрозоріи Г. Каландаришвили.
Войдя въ храмъ, его Преосвященство осенилъ крестнымъ знаменіемъ больныхъ и всехъ присутствующихъ, после чего началось служеніе божественной литургіи.
Литургію его Преосвященство совершалъ въ соучастіи иниціатора этого пріюта для больныхъ Протоіерея Дмитрія Промовендова, священника лепрозоріи, діакона ст. Подгорной М. Бедина и одного іеродіакона, пріехавшаго съ Епископомъ, при стройномъ пеніи певчихъ георгіевскаго собора.
После возгласа, со страхомъ Божіимъ". Къ его Преосвященству сначала подошли принять Святые Дары служащіе лепрозоріи, а потомъ и больные. После литургіи его Преосвященство сказалъ больнымъ прочувствованное слово, которое подействовало сильно на ихъ наболевшую душу, и они почти все заплакали, въ заключеніе всего благословлялъ больныхъ крестнымъ знаменіемъ, и они подошли къ нему и целовали его руки.
По просьбе больныхъ и служащихъ его Преосвященство снялся на память съ ними.
Въ 1 ч. 30 м. дня высокочтимый гость лепрозоріи проследовалъ въ гор. Георгіевскъ навестить семьи заведующаго и священника лепрозоріи.
То пріятное впечатленіе, которое оставилъ по себе его Преосвященство, никогда не изгладится изъ памяти обитателей лепрозоріи (изъ газ. Пятигорское Эхо).
Марія Дудикъ.

0

#17 Пользователь офлайн   Nic_Mihaylov 

  • Генерал-адьютант
  • Группа: Группа "Вера и Память"
  • Сообщений: 786
  • Регистрация: 04 Август 11
  • ГородГеоргиевск

Отправлено 20 Февраль 2024 - 14:51

Просмотр сообщенияЮрий Колесников (19 Февраль 2024 - 11:06) писал:

Владикавказскія
Епархiльныя Ведомости
XVII годъ изданiя
1911 год, 15 апреля, № 8


Терская лепрозорія. ...... Марія Дудикъ.


Если кого-то интересует история Терского лепрозория, то у меня более 30 текстов разного объема только из Владикавказских епархиальных ведомостей с 1896 по 1911 г. Прокрыжены были все вышедшие выпуски ведомостей.

0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1


Быстрый ответ

Вы можете отправить еще 1 сообщений сегодня. Данное ограничение будет действовать пока у вас не будет 2 одобренных сообщений.
Ваше сообщение должно пройти проверку модератора, прежде чем оно будет доступно остальным пользователям. Данное ограничение будет снято как только вы наберете 1 одобренных сообщений.
  

3 человек читают эту тему
0 пользователей, 3 гостей, 0 скрытых пользователей